Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В последнее время все больше компаний, работающих на российском рынке, ставят перед собой задачу оценить вклад логистических под­разделений в конечные результаты бизнеса. За­траты на логистику могут достигать больших величин в себестоимости товара, однако высо­кий уровень логистического сервиса позволяет усилить лояльность клиентов к компании, при­влечь к сотрудничеству новых заказчиков и тем самым повысить объем продаж и прибыль.

Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC, ССП)  наиболее по­пулярная, признанная в мире концепция управ­ления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает целенаправленный монито­ринг деятельности предприятия, позволяет про­гнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наибо­лее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI) предприятия. Степень достижения стратегических целей, эф­фективность бизнеспроцессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделе­ния и каждого сотрудника определяется значе­ниями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI), которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников. Показатели с их целевыми и граничными значениями опреде­ляются таким образом, чтобы максимально ох­ватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.

Применение ССП в сфере логистики компа­нии должно помочь ответить на четыре важней­ших вопроса:

1.  Как оценивают логистику внутренние и внешние клиенты?

2.  Какие процессы могут обеспечить реали­зацию логистической стратегии?

3.   Как добиться дальнейшего улучшения (инновации и обучение)?

4.   Как оценивают деятельность логистики акционеры и топменеджеры фирмы?

В связи с тем, что сбалансированная систе­ма показателей может разрабатываться для от­дельного подразделения по принципу «снизу вверх», то для построения ССП в отдельном подразделении обычно используются гипотезы о стратегических целях всей компании.

Деятельность отдела логистики долж­на быть направлена на интегрирование ос­новных логистических бизнеспроцессов и межфункциональную координацию  под­держание взаимосвязи с производителями, со всеми функциональными подразделениями компании для решения сложных и конфликт­ных проблем, возникающих на всех уровнях управления.

В качестве показателей ССП отдела логи­стики крупной логистической коипании могут использоваться:

1.  Доля переменных логистических издер­жек в общем объеме импорта по компании в целом и по отдельным продуктам.

2.  Доля затрат на транспортировку импорт­ных грузов в сумме общих переменных логисти­ческих издержек.

3. Доля переменных логистических издержек в сумме импорта при доставке различных продуктов различными видами транспорта.

4. Доля своевременных поставок

5. Общая сумма штрафов за несвоевременную поставку.

6. Точность выполнения параметров заказа.

7. Среднее время логистического цикла при доставке различных продуктов различными видами транспорта.

8. Число логистических посредников.

9. Оценка качества доставки - минимально допустимое значение.

10.  Средний объем работы

11.  Процент сотрудников, прошедших профессиональную подготовку

Таким образом, правильно построенная ССП логистики позволит фирме значительно усилить свои конкурентные позиции, оптимизи­ровать ресурсы, связанные с управлением мате­риальными, информационными и финансовыми потоками. Успешно внедренная ССП логистики становится стержнем, объединяющим ключе­вые логистические операции предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: инте­грированная цепь поставок.  М.: ОлимпБиз­нес, 2005.  640 с.

2. Каплан Р.С., Нортон Д. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показа­телей: Пер. с англ.  М.: ООО «И.Д. Вильямс»,2006.  384 с.

3. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского.  СПб.: Питер, 2008.  448 с.

4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Серге­ева.  М.: ИНФРАМ, 2008.  976 с.