Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DATABASE FOR STORING PERFORMANCE AEROBATICS

Tyavkin I.V.
Described the structure of the database storage settings perform aerobatics. Shows all the maneuvers. Justified the use of established database in the developed modeling system dynamics of flight.

Используемые в мировой практике авиасимуляторы применимы как для подготовки и переподготовки летного состава военновоздушных сил, так и для развлечений [1]. Классическим примером в нашей стране яв­ляется боевой симулятор «LockOn» [2], по­зволяющий «выполнять» полеты и решать поставленные задачи на самолетах: Су27,Су33, Су25, Су25Т, МиГ29, МиГ29С, F15C и А10А. Пользователь может сидеть в кабине виртуального боевого истребите­ля, либо следить за полетом с земли, следо­вать за самолетом сзади. Такой авиасимулятор достаточно полно передаст динамику полета истребителя, и где бы ни находился пользователь в виртуальном мире авиасимулятора, он постоянно «управляет» само­летом. Однако до настоящего времени не разработаны такие системы, которые позво­ляли бы пилотам анализировать динамику полета самолета без своего участия. Перед вылетом после инструктажа пилот на земле с помощью пластмассовой модели имити­рует те действия с самолетом, которые он должен выполнить в воздухе.

Такой древний способ обусловливает необходимость создания информационных систем, которые позволяли бы задавать па­раметры выполнения полета и возможность отслеживать динамику выполнения зада­ния пилотом в виртуальном небе. В каче­стве задания может выступать набор фигур пилотажа, которые выполняются последо­вательно с заданными характеристиками. Такие системы позволят избежать многих будущих ошибок пилотов в небе путем под­бора оптимальных параметров выполнения фигур пилотажа на конкретных летательных аппаратах. Фигурой пилотажа принято на­зывать движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту. Все фигуры пило­тажа подразделяются на три группы [3]:

1.    Фигуры простого пилотажа: вираж (с креном 15° и 30°); горизонтальная вось­мерка; спираль; пикирование (с углами пи­кирования до 45°); горка (с углами кабриро­вания до 45°); боевой разворот.

2.    Фигуры сложного пилотажа: виражи с креном более 45°; переворот; мёртвая пет­ля; переворот Иммельмана; пикирование (с углом пикирования до 60°); горка (с углом кабрирования до 60°); управляемая бочка; переворот на горке; поворот на горке (Ран­версман); переворот на вертикали; поворот на вертикали (Хаммерхед); штопор.

3.    Фигуры высшего пилотажа: кобра; хук; колокол; чакра Фролова; разворот на кобре; переворот на колоколе.

Анализ схематичного изображения вы­полнения фигур пилотажа позволил выя­вить три стадии выполнения фигуры: ввод; выполнение; вывод.

Для каждой стадии должны быть зада­ны следующие параметры:

1) Углы: θ  угол тангажа самолета (угол между продольной осью или хордой самолета и горизонтальной плоскостью); γ угол крена самолета (угол между пло­скостью симметрии самолета и вертикаль­ной плоскостью, содержащей продольную ось самолета); ψ  угол рысканья (угол меж­ду проекцией продольной оси самолета на горизонтальную плоскость и некоторым на­правлением на горизонтальной плоскости, принимаемым за начальное); α  угол атаки (угол между проекцией вектора скорости полета на площадь симметрии самолета и хордой крыла).

2)   Высота «Н».

3)   Скорость «V».

4)   Скорость по Y «V».

5)   Перегрузка «nxy».

6)   Тяга «n».

При моделировании полета летатель­ного аппарата эти параметры используют­ся для вычисления траекторий выполне­ния фигур пилотажа. В некоторых случаях многие параметры на стадии вывода могут быть неизвестны, поэтому в проектируемой базе данных информационной системы эти поля приходится оставлять пустыми при формировании задания. Таким образом, в базе данных необходимо хранить фигуры пилотажа, стадии их выполнения и пере­численные параметры. Применение любой из известных СУБД предполагает исполь­зование соответствующего провайдера. Это ограничение снимается использованием, например, xmlфайла для хранения инфор­мации в табличном виде.

Разработанная база данных параметров фи­гур пилотажа состоит из следующих таблиц:

1.    «Фигуры пилотажа»  содержит на­звания фигур и краткие их описания.

2.    «Параметры фигур»  содержит ста­дии выполнения фигур.

Таблица «Фигуры пилотажа» имеет сле­дующие поля:

1)  «ID»  уникальный номер фигуры;

2)  «Category»  категория, к которой от носится фигура пилотажа (три категории);

3)  «Name»  название фигуры;

4) «Description»  краткая характеристи­ка фигуры.

Таблица «Параметры фигур» имеет сле­дующие поля:

1)   «ID»  уникальный номер фигуры;

2)   «ID_param»  уникальный номер па­раметров фигуры;

3)   «Stage»  стадия выполнения фигуры;

4)   «Tangage»  угол тангажа самолета;

5)   «Roll»  угол крена самолета;

6)   «Prowl»  угол рысканья;

7)   «Attack»  угол атаки;

8)   «Height»  высота полета;

9)   «Speed»  горизонтальная скорость полета;

10)  «Speed_Y»  вертикальная скорость полета;

11)  «Overload»  перегрузка;

12)  «Traction»  суммарная тяга двига­телей.

Двух таблиц достаточно для хранения начальных параметров выполнения фигур пилотажа. Описанная база данных исполь­зована в авиасимуляторе учебнобоевого самолета Як130.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Государственная администрация гражданской авиации приобрела авиасимулятор [Электронный ресурс].  Ре­жим доступа: http://economie.moldova. org/news/gosudarstvennayaadministratsiyagrazhdanskoiaviatsiipriobrelaaviasimulyator96974rus.html.  Загл. с экрана.

2.  Официальный сайт симулятора http:// www.lockon.ru.

3.  Фигуры высшего пилотажа [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1164912.Загл. с экрана.