Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

EFFICIENCY OF ALPHA STIMULATION AT CORRECTION OF EMOTIONAL INFRINGEMENTS OF STUDENTS

Fedorova E.A. Urazaev D.K. Mannanov E.I.
The individual approach prospect in a choice of characteristics of alpha stimulation on the basis of individual rhythms of the person which is based on the analysis of spatial distribution of peakfrequency characteristics of biopotentials of a brain and typology of pathological changes of a functional condition of the person is considered. After 10 sessions of correction of students there are positive changes of the clinical status, psychological and psychophysiological indicators, their mental state of health improves, uneasiness level decreases, negative consequences of stress are eliminated.

Известны ряд методических приемов диагностики функционального состояния человека, по которым можно надежно объ­ективно судить о состоянии организма и его изменениях. Например, установлено, что уровень когерентности для двух отве­дений в одном полушарии при неизменном функциональном состоянии остается неиз­менным в течение нескольких месяцев [1]. По исследованиям М.В. Фролова [2] по­казано, что возникновение эмоциональ­ного напряжения в ситуации стресса со­провождается отрицательной динамикой пространственновременных параметров электроэнцефалограммы, а при снижении тревоги синхронность альфаактивности в переднезадних отделах правого полушария повышается.

В.Д. Небылицын [3] считал, что лобные доли являются нейрофизиологическим суб­стратом «лобноретикулярного» и «лобнолимбического» комплексов мозга, а левая и правая лобные доли находятся в реципрокных взаимоотношениях и определяют два основных параметра индивидуально­сти  «общую активность» и «эмоциональ­ность». Было также доказано, что в отличие от симметричной картины внутрикорковых связей в норме, при снижении эргичности и настроения человека отмечается активация правой лобной области коры и относитель­ное снижение функционирования левой. Эти данные теоретически объяснимы ос­новными положениями информационной теории эмоций П.В. Симонова [4]. При эмоциональных нарушениях спектральная мощность практически всех ритмов досто­верно снижается, за исключением тета и дельтаритмов, усиление которых наблюда­ется при эмоциональном напряжении. По современной типологии принято различать два типа патологии эмоциональных нару­шений: первый с преобладанием активных симптомов  повышенная эмоциональная напряженность, раздражительность и тре­вожность; второй с негативными  эмоци­ональное выгорание, сильное депрессивное состояние, социальная изоляция, затормо­женность. Подобные различия обнаружены в спектральной мощности бета и альфаритмов, взаимосвязей в альфедиапазоне у больных с эндогенной и реактивной депрес­сией [5, 6].

Таким образом, на основе выше изло­женного, возникает возможность проводить выбор частоты звуковых ритмов с учетом особенностей пространственночастотных характеристик ЭЭГ. В итоге в психологи­ческой лаборатории Стерлитамакской го­сударственной педагогической академии им. З. Биишевой разработана методика кор­рекции, которая позволяет решить эту зада­чу (патенты № 63201 и № 2306852). Пред­ложен свой вариант способа реабилитации эмоциональноаффективных нарушений человека с применением звуковых ритмов, частота которых соответствует собствен­ным индивидуальным частотным характе­ристикам мозга и типологии негативных изменений функционального состояния человека. Для формирования ритмической активности мозга в необходимом направле­нии, при первом типе патологии ЭЭГ пред­лагается увеличить мощность альфа или бетаритмов в правых лобных отведениях с помощью биоритмов ритмов синусоидаль­ной формы с частотами соответствующими вычисленным средним частотам в указан­ных отведениях. При втором типе увели­чивают мощность альфа или бетаритмов как в правых лобных отведениях, так и в левых затылочных отведениях с помощью биоритмов с частотами соответствующими вычисленным средним частотам в тех же отведениях.

Время воздействия в течение 1 сеанса также зависит от состояния и реакции паци­ента на воздействие и обычно составляет от 30 до 40 мин. Количество сеансов определя­ют по изменению объективного состояния пациента и степени сложности нарушений психоэмоциональных патологий. Количе­ство сеансов может колебаться от 5 до 20 и более. При этом улучшается не только кли­нический статус и психофизиологические показатели клиентов, но и возникает выра­женное положительное психическое их са­мочувствие [7].

При этом для выявления основных ин­дивидуальночастотных, амплитудных, пространственновременных характери­стик электрической активности мозга че­ловека проводят предварительную ЭЭГдиагностику. В результате определяют типологию патологических изменений функционального состояния человека и анализируют соотношение этих измене­ний с психоэмоциональными нарушения­ми. Для формирования ритмической актив­ности мозга в необходимом направлении, усиливают нормальную и ослабляют пато­логическую ЭЭГактивность. Этот способ не имеет противопоказаний для использо­вания его совместно с другими способами реабилитации (суггестивное воздействие, электростимуляция головного мозга, фото­стимуляции и др.).

Целью нашей работы состояла в из­учении возможности применения нового способ реабилитации для снижения уров­ня тревожного и стрессового состояний студентов. Исследование проводилось на 87 студентах 1720 лет, имеющих эмоцио­нальноаффективные нарушения. Коррек­ция включала воздействие бинауральных ритмов альфа частотного диапазона в со­четании с фоном спокойной музыки. Курс реабилитации составлял 10 процедур дли­тельностью 30 мин.

До и после реабилитации оценивались психологические и психофизиологические показатели по различным методикам: тре­вожность по тестам СпилбергераХанина и Тэйлора; субъективные оценки само­чувствия, активность, настроение по тесту САН; объективные оценки психофизиологи­ческого состояния с помощью корректурной пробы с кольцами Ландольта и электроэнце­фалографического исследования (ЭЭГ).

Предварительная ЭЭГдиагностика на 19канальном электроэнцефалографе НейрософтСпектр3, позволяла опреде­лить частотные, амплитудные, простран­ственновременные характеристики элек­трической активности мозга пациентов и подобрать необходимые параметры бинауральных ритмов, сходные собственным ча­стотным характеристикам пациентов.

Результаты исследования. При анали­зе динамики показателей психического и психофизиологического состояния школь­ников отмечено значимое их изменение от исходного уровня. Таким образом, предло­женный способ коррекции эффективен при эмоциональноаффективных нарушениях студентов. После 10 сеансов коррекции происходят позитивные изменения клини­ческого статуса, психологических и психо­физиологических показателей, улучшается психическое их самочувствие, снижается уровень тревожности, устраняются послед­ствия стресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Лучинин А.С. Психофизиология. Конспект лекций.  Ростов н/Д: «Феникс», 2004.  320 с.

2.  Фролов М.В. Контроль функцио­нального состояния человека.  М.: Наука, 1987.  208 с.

3.  Небылицин В. Д. Психофизиологиче­ские исследования индивидуальных отли­чий.  М.: Наука, 1976.  336 с.

4.  Симонов П.В. Функциональная асим­метрия фронтального неокортекса и эмо­ций // Докл. АН РАН.  1994.  Т. 338, № 5.  С. 689.

5.  Heller W. Neuropsychological mecha­nisms of individual differences in emotion, personality and arousal // Neuropsychology. 1993.  V.7.  P. 476.

6.  Schneider F., Grodd W., Gur R.E. et al. PET and fMRI in the study of emotions // ISNIP/ Frankfurt, 1995.  P. 76.

7.  Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф. Ком­плексная реабилитация эмоциональноаф­фективных нарушений // Сб. мат. Междуна­родной научнопракт. конференции.  Сочи: СочвестИНФРАОбразование,   2005. С.4550.