Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В системе духовно-нравственных воздействий современной светской школы все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Национальная религия для каждого народа составляет неотъемлемую часть его исторического и культурного наследия. Она связана тысячами живых нитей с народной жизнью, бытом, обычаями межличностного общения, во многом определяет особенности его национального мировоззрения, менталитета. Национальная школа не может быть в стороне от национальной религии. Она, с одной стороны выполняет социальный запрос общества. С другой стороны - школа сама является важнейшим средством просвещения, формирования качества и характеристик самого социального заказа. Пути повышения авторитета этнокультурного и этноконфессионального содержания образования среди родителей учащихся школы также определяются, в основном, на уровне образовательного учреждения и неразрывно связаны с его практикой. Наблюдения в ряде регионов показывают, что подавляющее большинство родительской общественности проявляет заинтересованность в этом направлении образования. Понимание того, что без приобщения детей в школе к национальной духовной традиции, изучения знаний о православии и церкви общее образование неполно в гуманитарном аспекте, разделяют очень многие.

Школа была и остается общественно-государственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов. Этим соотношением светской общеобразовательной школы и церкви, их особенной ролью в российском обществе определяется категорический императив необходимости их взаимодействия в духовно- нравственном воспитании детей и учащейся молодежи. Отрадно, что на рубеже тысячелетий церковь и государство пришли к пониманию необходимости совместной заботы о подрастающем поколении. В этом - залог нравственного возрождения всего народа. Никогда не утратят своего высокого смысла и своей актуальности слова, несколько лет назад сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в одном из его выступлений: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собой всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, но и развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной нравственной личности, сознающей свой долг пред ближними и Отечеством. В этом главнейшая забота образования». В июле 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев на совещании с представителями религиозных конфессий сообщает о решении поддержать предложение о преподавании в школах основ религиозной культуры и светской этики. При этом он подчеркнул безусловную важность соблюдения фундаментальных конституционных положений: равенства религиозных объединений перед законом и свободы вероисповедания. Президент предложил провести в ряде регионов страны эксперимент. К этому событию российское общество шло долго. Сторонники идеи преподавания религиозной культуры ссылались на отсутствие гражданских ценностей у подрастающего поколения, противники - на Конституцию России как светского государства. Дискуссия продолжалась более десяти лет.

В конце прошлого года в своем послании президент рельефно обозначил ценности Российского общества. В этот момент стало понятно, что необходим документ, отражающий эти ценности и позволяющий сформулировать общие требования к системе образования, к деятельности конкретного образовательного учреждения. Так, институтом стратегических исследований в образовании РАО была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

По словам одного из авторов этого документа члена-корреспондента РАО Александра Кондакова это «философская и методологическая основа стандарта общего образования. Сам факт ее появления означает, что ключевой целью образования и результатом деятельности каждого образовательного учреждения является формирование личности гражданина России».

В Концепции сформулирован ряд принципиальных положений, в соответствии с которыми предстоит работать российской школе, в том числе система базовых национальных российских ценностей. Национальный воспитательный идеал, сформулированный в Концепции, уходит корнями в тысячелетнюю российскую историю. А.Кондаков считает, что «Основы религиозной культуры и светской этики» не исчерпывают понятие духовно-нравственного воспитания и развития. Это лишь часть Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Речь в ней в равной мере идет и о религиозной культуре, и о светской этике, поскольку один из принципов Конституции России - свобода совести и вероисповедания.. Формирование системы базовых национальных российских ценностей происходит на основе истории России, которая, разумеется, связана с существованием и развитием различных религий на ее территории. Конечно, особое место в истории нашей страны занимает православие. До реформы Петра I национальным воспитательным идеалом был образ Христа, да и само государство долгое время отождествляло себя с Русской православной церковью. При этом нельзя отрицать, что большую роль играли и другие традиционные религии.

Тем не менее в современной российской школе духовно-нравственное воспитание не является религиозным и вообще не может быть таковым.

Признавая важность данного документа, его толерантность, дружественность по отношению к различным социальным группам, и его необходимость для работы современной российской школы, особо следует подчеркнуть роль учителя, и его ответственность. Он должен быть положительным примером в деле воспитания гражданина России, воплощением гражданственности. Проблема реализации Концепции учителем является сегодня ключевой, сложной, но решаемой. Соответствующую подготовку уже дают сегодня педагогические вузы и система повышения квалификации, ориентиры заложены в примерных программах учебной и воспитательной деятельности. В связи с этим должны быть пересмотрены стандарты высшего педагогического образования. Сегодня они предусматривают у выпускников педвузов знаний химии, физики, биологии. Но необходимо, чтобы будущие учителя знали и родную историю, обладали навыками работы с семьями своих учеников, умели взаимодействовать с общественными организациями, конфессиями. Система высшего педагогического образования должна стать ресурсом реализации стандартов общего образования, а это значит, что в стандартах подготовки учителей основные положения Концепции должны быть учтены в полной мере.

По замыслу авторов проекта данный стандарт создавался как общественный договор, как конвенциональная норма и все основные материалы стандарта были открыты для широкого общественного обсуждения, в котором участвовали и представители конфессий, которые ведут серьезную социальную и общественно-полезную работу, сотрудничают с образовательными учреждениями.. Главная задача заключается в том, чтобы это сотрудничество способствовало достижению целей, которые общество и государство ставят перед системой общего образования. Как раз такое сотрудничество и является неотъемлемым атрибутом гражданского общества.

Идея создания данного проекта возникла еще в 2004 году, когда в своем послании В.В.Путин Федеральному собранию четко определил идеи построения открытого гражданского общества и его основные ценностные идеалы. На базе этого и были сформулированы требования, которым должен соответствовать выпускник российской школы.

Если еще по стране продолжается широкая общественная дискуссия, в центре которой начатый в апреле 2010 года в 18 регионах страны эксперимент по введению преподавания в школах основ духовно-нравственных дисциплин, то в Ставропольском крае есть свои примеры достаточно успешной работы церкви в образовательной сфере. Так, в Кисловодске действует православная гимназия полного образования, в Ставрополе - православная гимназия начального образования при Свято-Успенском приходе. А с 1 апреля во всех общеобразовательных школах Ставрополья был начат учебный эксперимент: 21 тысяче четвероклассникам преподают «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание комплексного учебного курса планировалось провести в течение двух четвертей общеобразовательной школы: в 4-м классе (IV четверть) и в 5-м классе (1 четверть).

Этому способствовала большая подготовительная работа. В начале года в Москве, при Министерстве образования и науки РФ, прошли обучение 77 педагогов края, которые уже как тьюторы (педагоги-методисты) провели три потока курсов у своих коллег в городах и районах. К началу занятий полностью были подготовлены преподаватели новой дисциплины - 1154 человека, по большей части это учителя-гуманитарии. Все школы края полностью снабжены учебной литературой, в том числе и в электронном виде. Накануне эксперимента край посетил профессор Московской духовной семинарии проитодиакон Андрей Кураев, где он встретился с учителями Ставрополья, ответил на их многочисленные вопросы, представил свой учебник «Основы православной культуры». В краевой филармонии прошла его пресс-конференция и презентация учебных пособий. В каждом комплекте - учебник для детей, пособие для учителя, книга для родителей и диск с мультимедийным сопровождением. Как выразился архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан взаимоотношения с минобразованием края достаточно тесная, чтобы решить неудобные и непродуманные вопросы. Он особо отметил, что данный курс далеко не непродуманный или поспешный.

Данная апробация в первую очередь предполагает разработку учебно-методического обеспечения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений, организацию повышения квалификации работников образования, проведение социологических исследований хода экспериментального курса в субъектах РФ и еще ряд важных моментов, вплоть до подготовки итогового доклада в правительство Российской Федерации о результатах апробации. При получении положительных результатов, начиная с 2012 года, преподавание учебного курса может осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

Таким образом, эксперимент, начатый в ряде регионов РФ, на наш взгляд, должен быть направлен на решение следующей основной задачи: приобщение молодежи к ценностям и смыслам традиционной религии как существенной части национального культурного наследия. Всякое развитие отношений между религиозными и государственными системами образования, всякое нахождение точек взаимопонимания можно только приветствовать, ибо они, безусловно, способны дополнять и обогащать друг друга. Главное - превратить человека из источника дохода в основу мироздания, источник гармонии и любви, а сами ценности должны базироваться на глубоком знании истории страны, уважении ее традиций, а не слепом переносе далеко не лучших западных вариантов на нашу неповторимую и богатую культуру, наши традиции, наш менталитет.

Список литературы

1.     Григорьева Л.И. Религии «нового века» и современное государство. Социально-философский очерк. Красноярск, 2002.

2.     Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 2003.

3.     Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. М., 2002.

4.     Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Журнал Московской патриархии 2008, №9.

5.     Образование и православная культура. Феофан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский. Миссионерский вестник Ставропольской и Владикавказской епархии. 2008, №28.