Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Компетентность - это понятие многоуровневое, включающее профессиональные знания и умения их реализовать, способность аналитически мыслить, умение действовать в соответствии с ситуацией, обладание коммуникационными способностями в профессиональном сообществе, мотивации, самореализация и развитие в профессиональной сфере [1].

Профессиональная компетентность представляет собой совокупность деловых и личностных качеств специалиста: владение на высоком уровне профессиональной деятельностью в определенной области; способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; самоутверждение в профессиональной среде; умение вести деловые дискуссии; нравственную позицию - нести ответственность за результаты своего труда.

Современные информационные технологии трансформируют образовательные технологии на новый уровень. Информационная компетентность в условиях перехода к информационному обществу становится составляющей профессиональной компетентности. Специалисты определяют информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний [2], позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности

Рассмотрим с позиций образовательных технологий информационную компетентность преподавателя как составляющую его профессиональной компетентности и информационную компетентность студента как будущего специалиста. Составляющие информационной компетентности обучающего и обучаемого одинаковы, но функции и содержание технологий различные.

В учебных дисциплинах «Информатика», «Информационные технологии», «Сетевые информационные технологии», «Информационные системы» и в других формируется «универсальная» информационная компетентность студента, обеспечивающая его вхождение в информационное образовательное пространство, развивающая информационные потребности, умения и навыки самостоятельной деятельности в образовательном процессе. Так идет приобщение студента к информационному образу жизни и развитие его информационного мышления. Обучение в этом направлении осуществляют преподаватели учебных дисциплин, для которых информационная компетентность является профессиональной.

Задача формирования профессиональной компетентности студента состоит в умении научить решать профессиональные задачи в учебном процессе, в освоении методологии научного и технологического процесса будущей сферы деятельности. Информационная компетентность, с одной стороны, является базой, обеспечивающей эти способности, с другой стороны - составляющей профессиональной компетентности, характеризующей профессиональные и личностные качества выпускника. Современный специалист должен уметь принимать правильные решения, как в условиях дефицита информации, так и в условиях избытка информации, в условиях информационного шума, информационного манипулирования. Эту информационную компетентность можно назвать «специальной».

Информатизация образования предъявляет к преподавателям общепрофессиональных и специальных дисциплин требования определенного уровня информационной компетентности. Преподаватель должен не только сам владеть современными информационными технологиями для постановки и решения профессиональных задач, но уметь использовать их для обеспечения образовательного процесса. Важно знание информационных систем, информационных процессов, различных видов информационных продуктов, ресурсов. Специальная информационная компетентность как составляющая профессиональной компетентности преподавателя требует знания информатики, владения компьютерными средствами подготовки материала для создания учебной базы данных, электронных учебных пособий, электронных учебно-методических комплексов, тестовых, контрольных программ.

 Обучающий не только сам использует в учебном процессе, но учит студентов аналитико-синтетической обработке, использованию и хранению отраслевой информации, обучает работе с профессионально-ориентированными информационными ресурсами, с пакетами прикладных программ, знакомит с профессиональным коммуникациям и т.д. Формируется вхождение будущего специалиста в информационную профессиональную среду, профессиональное информационное мышление, развитие технологических, творческих и исследовательских навыков на основе современного технического обеспечения. Информационная компетентность современного преподавателя является составляющей его профессионализма. Например, использование электронных учебников, размещённых в Интернет, вносит существенные преимущества по сравнению с традиционным учебником. а именно: сокращается путь от автора учебника к студенту; возможность оперативно обновлять содержание учебника; решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково; использование гиперссылок к информационным ресурсам Интернет.

Доступ к учебным материалам возможен с автоматизированного рабочего места, подключенного к Интернет, что позволяет осуществлять процесс обучения студентов вне стен вуза, увеличивая тем самым возможности самостоятельной подготовки, что особенно важно для заочной формы обучения. В качестве примера электронного учебника по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» можно привести два проекта: "Энциклопедию делопроизводства", выложенную в открытом доступе в сети Интернет на сайте консалтинговой группы "ТЕРМИКА" [3] и учебник «Информационные технологии в делопроизводстве», разработанный Лабораторией учебных коммуникаций Uchcom [4].

На кафедре информатики и документоведения Орловского государственного института искусств и культуры подготовлено 8 электронных учебно-методических комплексов: «Информатика», «Интернет-технологии», «Делопроизводство на ПК», «Информационная безопасность и защита информации» и другие, зарегистрированные в НТЦ «Информрегистр». Они включают, в соответствии с требованиями Минобразования, учебную программу, теоретический раздел, разработки семинарских, лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы, контрольные работы, электронные тестовые задания, глоссарий
и т.п. Материалы электронных УМК доступны студентам в компьютерных классах, в электронном зале образовательных ресурсов библиотеки.

Профессионализм документоведа должен быть подкреплен практическим опытом пользования специализированными электронными системами документооборота: ЭОС «Дело», «Евфрат-документооборот», «Директум», «Оракл» и других программных продуктов, необходимых в работе делопроизводственных служб.

Выпускник высшей школы должен быть ориентирован не только на непрерывное образование, но и на постоянное освоение новых информационных технологий, готов к условиям быстро меняющейся среды и постоянного увеличения документально-информационного потока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Равен Дж. Компетентность в современном выявлении, развитии и реализации / Пер. с англ. М.: 2002. - 396с.

2.  Тришина С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования / С.В. Тришина, А.В. Хуторской (Электронный ресурс). Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.

3. Энциклопедия делопроизводства (Электронный ресурс). Режим доступа http://ftp.termika.ru/dou

 Информационные технологии в делопроизводстве: учебник. (Электронный ресурс). Режим доступа www.uchcom.botik.ru