Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

На сегодняшний день практически отсутствуют работы, посвященные созданию, структуре электронного учебника (ЭУ), вопросам извлечения знаний и информации из пассивных форм (традиционных учебников), посвященные соотнесению электронных форм (информационного ресурса) и возможностей индивидуума по эффективному восприятию информации и знаний.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя освоения учебного курса или его большого раздела именно с помощью компьютера. Электронный учебник или курс обычно содержит три компонента: презентационную составляющую, упражнения, тесты.

Структурирование материала ЭУ должно проводиться в соответствии с основной дидактической целью - создания системы научных знаний у студентов. Традиционно учебник строится по схеме организации учебной дисциплины (линейная структура).

Учебники и учебные пособия нового поколения, в том числе созданные с использованием технологии мультимедиа, в отличие от традиционных имеют разветвленную или комбинированную структуру учебного материала.

Содержательный материал рекомендуется представлять в трех видах:

1. Изложение в виде текста, рисунков, таблиц, графиков и т. п.

2. Схемокурс - сокращенное графическо-текстовое представление содержания учебника.

3. Тестовая система самопроверки (самоконтроля).

ЭУ (притом, что он часто дополняет обычный учебник) особенно эффективен в тех случаях, когда он:

  • ­ обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойство интерактивности);
  • ­ помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поиска);
  • ­ существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;
  • ­ не просто выводит текст на экран, но и рассказывает, показывает, моделирует и т. д. - именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип наглядности и доступности);
  • ­ позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу (настройка на конкретного обучаемого);
  • ­ может обновить необходимую учебную информацию, например, с помощью Интернет (принцип актуализации информации).