Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Для современного этапа развития рыночных отношений характерны коренные преобразования в сфере образования, являющейся несущей конструкцией современного общества. И в первую очередь это относится к экономическому механизму управления развитием высшего образования, важнейшая роль в котором принадлежит финансовому механизму.

Проведенное исследование выявило, что проблемы финансового обеспечения сферы высшего образования во всем мире всегда были и остаются острыми. Причины этого кроятся в характере системы хозяйствования и в ограниченности бюджетных средств. Их недостаточность постоянно ставит государство перед выбором: куда, в каком количестве и в какой последовательности направлять государственные ассигнования. Поступление бюджетных средств на цели образования в нашей стране никогда не было в числе первоочередных и формировалось по остаточному принципу. Тем не менее, до начала 90-х годов финансирование учебных заведений и системы образования страны в целом характеризовалось относительной стабильностью, т.к. все образовательные учреждения финансировались полностью за счет государства. В рыночной экономике подобная модель обнаруживает свою нежизнеспособность. В условиях сокращения государственного инвестирования в высшее образование формируются новые организационные механизмы финансирования образования.

Фактический объем ассигнований, выделяемых из бюджета на образование, не позволяет нормально функционировать образовательным учреждениям, т.е. не обеспечивает их способностью обучать определяемый государством контингент студентов или учащихся и содержать материальные объекты сферы образования. Сегодня основной принцип действующей системы финансирования в полном объеме не реализуется. Это, в свою очередь, требует его модернизации (реформирования) в направлении повышения обоснованности распределения бюджетных средств и повышения эффективности их использования. Кроме того, необходимо отработать механизм привлечения частных инвестиций в сферу образования.

Проведенное нами исследование позволило выделить в качестве перспектив привлечения финансовых ресурсов к инвестированию сферы образования ряд направлений реформы образования:

- перейти к индивидуальному и непрерывному образованию граждан по схеме: «дошкольное воспитание - школа - вуз - работа - повышение квалификации». Российской моделью непрерывного образования может стать региональный, многопрофильный отраслевой комплекс, объединяющий различные типы образовательных и научных учреждений в единую систему, в которой подготовка специалистов осуществляется единым педагогическим коллективом.

- Восстановить систему профессионально-технического образования. Одним из дефицитов нашего общества стал квалифицированный рабочий, особенно в инновационных отраслях экономики. Поэтому государство должно вернуться в сферу профессионального образования как заказчик и инвестор рабочих кадров для отраслей несырьевого сектора страны.

- Приступить к широкому внедрению методов дистанционного образования, в том числе для солдат срочной службы, жителей отдаленных регионов, инвалидов, заключенных. Развитие высоких технологий позволяет сегодня обеспечить качество обучения, привлечь к учебному процессу лучших специалистов. Дистанционное образование может обеспечить реализацию принципов доступности и непрерывности для целого ряда категорий населения;

- создать государственные общедоступные воскресные школы, занимающиеся политическим, экономическим и правовым просвещением граждан;

- развивать вузовскую науку. Воспитать конкурентоспособных специалистов можно лишь в едином научно-образовательном комплексе при постоянном обновлении научных знаний.

Эффективность использования финансовых средств в сфере образования может опираться на следующие основные принципы: приоритетность образования в современном обществе; сбалансированность рыночного и гуманистического подходов к образованию в существующих условиях.

Дальнейшему развитию и совершенствованию системы финансирования образования в Российской Федерации может способствовать:

1. В отношении стратегических вопросов финансирования профессионального образования для России можно рекомендовать модель смешанного финансирования профессионального образования (комбинация государственных, частных и «третьих» средств). Составные части и механизмы такой системы смешанного финансирования должны определяться и детально разрабатываться с учетом общефедеральных и региональных особенностей и предпосылок и исходя из наличных или доступных государственных, частных и иных средств. В разработке этой модели и ее реализации должны принимать участие все, кого она касается: органы управления образованием, учебные заведения, ассоциации обучающихся, социальные партнеры. В разрабатываемую концепцию рекомендуется включить дифференцированные региональные подходы или региональные субмодели. Предоставить более широкие полномочия, связанные с финансированием профессионального образования, непосредственным потребителям и пользователям образовательных услуг путем использования новых систем финансирования, основывающихся на многоканальности финансирования, введении образовательного кредита, индивидуальных сберегательных образовательных счетов и т.п. механизмов.

2. В отношении вопросов бюджетного финансирования системы профессионального образования определить цели, задачи и ожидаемые результаты/исполнение каждого уровня профессионального образования исходя из принципа получения общественно полезных результатов, оправдывающих выделение государственных (бюджетных) средств. Рекомендуется больше учитывать результаты деятельности образовательных учреждений при выделении бюджетных средств. Система бюджетного финансирования должна постепенно модернизироваться в сторону предоставления учебным заведениям финансово - хозяйственной самостоятельности и перехода от постатейного финансирования средств к глобальному финансированию учебных заведении. Это требует весьма точного определения, разграничения и согласования финансово-хозяйственной ответственности разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный, институциональный).

3. По вопросам внебюджетного финансирования системы профессионального образования: Внебюджетное финансирование должно основываться на четырех основных посылках: оно не должно привести к тому, чтобы государство стало сокращать бюджетное финансирование; призвано дополнять бюджетное финансирование; оно не может осуществляться в ущерб образовательной деятельности и качеству профессионального образования; оно не приводит к дальнейшему чрезмерному углублению дифференциации среди учебных заведений.

Прозрачность внебюджетного финансирования можно обеспечить путем создания Попечительских и Наблюдательных советов в профессиональных учебных заведениях, с обязательным участием в них социальных партнеров и спонсоров при систематическом информировании общественности, введении новых форм отчетности и т.п.

Необходимо создать правовые и налоговые условия, позволяющие и облегчающие объединение части внебюджетных средств на различных уровнях в интересах их концентрации на инновационных направлениях профессионального образования. Но, во всяком случае, в распоряжении учебного заведения должно оставаться, по крайней мере, столько средств, сколько нужно для дальнейшего стимулирования привлечения этих средств. Поощрять развитие разнообразных форм привлечения внебюджетных средств с учетом европейского и мирового опыта.

Необходимо повысить мотивацию работодателей и других конечных потребителей образовательных услуг к различным формам и способам финансирования профессионального образования через механизмы социального диалога. Одобрить и распространить разработанные в рамках проекта ДЕЛФИ материалы по внебюджетным средствам профессиональных учебных заведений

Развить предпринимательские, финансово-хозяйственные и общие управленческие навыки и знания руководителей профессиональных учебных заведений. Это предполагает разработку тренинговых программ и модулей, предложение краткосрочных семинаров и курсов. В более длительной перспективе актуальным станет введение вузовской подготовки по менеджменту образования с упором на финансово-экономические вопросы.

Создать благоприятные правовые и налоговые условия для внебюджетной деятельности профессиональных образовательных учреждений, для их всевозможных спонсоров, особенно работодателей и благотворительных фондов.

Продолжить обсуждение и изыскание путей создания в Российской Федерации, так называемого, «третьего», неприбыльного сектора образования и способствовать учредительству соответствующих неприбыльных и негосударственных образовательных организаций (целевые группы: социально незащищенные, дети/взрослые с ослабленным здоровьем, мигранты, люди с продолжительной безработицей и др.).

Поиск оптимального соотношения государственного и частного финансирования сегодня стал ключевой проблемой реформирования системы высшего образования многих стран. Сложность решения этой проблемы, прежде всего, обусловлена необходимостью учитывать особенности институциональной организации страны. Подобный путь в настоящее время предстоит пройти и российскому высшему образованию. Самым сложным при этом является определение доли и формирование механизмов частного инвестирования в образование.


Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы качества образования», 6-13 августа 2007 г., Турция (Кемер). Поступила в редакцию 25.07.2007.