Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Проблема качества современного образования проявляет себя как творческая методологическая проблема. В новых изменяющихся условиях реформирования образования необходимы новые модели контроля качества, новые механизмы отслеживания и охраны качества образования и овладения ими методологией совершенствования качества. Для решения проблемы качества образования необходим также некоторый определенный способ мышления, позволяющий понять, что настоящее, то есть высокое, качество возможно лишь при высвобождении творческого потенциала участников образовательного процесса.

С начала 90-х годов российская система образования подвержена значительным реформам. В связи с изменениями в обществе изменяется и социальный заказ образованию. В этих условиях особенно значимой становится необходимость создания эффективной системы контроля и управления качеством образования. В теории и практике управления качеством образования необходимо основываться на результатах имеющихся исследований в области общей теории управления качеством. Мировая теория управлением качеством возникла как альтернатива классическому менеджменту. В ходе этой работы было выявлено условие создания современной демократической системы управления. Оно заключается в равномерном распределении власти и ответственности, прав и обязанностей на всем пространстве между субъектом и объектом управления. Такие условия удалось осуществить в наиболее эффективных системах управления в разных областях человеческой деятельности в ряде стран Европы, а также в США и Японии.

Классики мировой теории управления качеством пытались решить проблему перехода цивилизации на новый более высокий уровень качества жизни, основываясь на новом качестве организации и экономики. Справедливо то, что классики менеджмента считали качество особым способом мышления, позволяющим проблему качества осознать как всеобъемлющую. В системе, настроенной на получение высококачественного продукта, менеджмент превращается в основополагающий способ выявления и высвобождения творческого потенциала. В нашей стране имеется богатый опыт ХХ века в реализации личностного творческого потенциала специалистов.

В то же время, традиционный менеджмент, основанный на создании новых стандартов, норм, моделей деятельности за счет усиления контроля качества продукции, за счет систем аттестации, аккредитации, сертификации укрепляет малоэффективные системы управления. Такой путь ведет к достижению среднего уровня качества, среднего уровня образования, среднего уровня жизни общества. Средний уровень обеспечивает некоторую стабильность, которая в итоге ведет к стагнации системы. Устойчивую жизнеспособность и развитие обеспечивает высокое качество. В образовании творческая энергия управляемой системы включает в себя творческую энергию воспитанников. Система, нацеленная на развитие, переориентируется с режима функционирования на режим саморазвития, а у исполнителя появляются зоны самоуправления. Мировой опыт показал, что только в зонах самоуправления, при сохранении центра управления, возможно получения продукта высшего качества.

Определенность критериев и точность оценки потребуют от теории образования уточнения и разработки ее категориального аппарата. Современному менеджеру недостаточно прогнозировать ситуацию на основании опыта, интуиции и здравого смысла. Для своевременного выбора управленческого решения необходимо владеть как самой исследовательской деятельностью, так и ее методологией. Очевидно, что проблема качества сопряжена с проблемой исследовательской методологической деятельности в теории и практике образования. Она предъявляет требования научной строгости, глубины и последовательности.