Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Эффективная подготовка будущих учителей невозможна без их целеустремленной самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы, она имеет цель закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретения новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Анализ научно-педагогической литературы [2; 3] позволяет выявить три различных уровня развития способности студента к организации самостоятельной работы в вузе:

I уровень - операционный, выражающийся в способности студента к выполнению тех или иных операций в процессе самостоятельной работы. Этот уровень характеризуется несформированностью самоорганизации самостоятельной деятельности при невысокой личностной ответственности за результат.

II уровень - функциональный, предполагающий самоорганизацию отдельных видов самостоятельной работы студентов. На этом уровне осуществление самостоятельной работы происходит при наличии непосредственных, внешних стимулов и мотивов: ожиданий и требований преподавателя.

III уровень - личностный, выражающийся в способности самоорганизации деятельности на основе принятия и реализации собственных решений. на этом уровне проявляются также сформированность ответственности личности студента и его нравственная готовность к выполнению самостоятельной работы.

Однако педагогический результат от самостоятельной работы при формировании направленности личности возможен при творческом взаимодействии преподавателя и студента, конечной целью чего является выработка исследовательских умений и навыков.

Отмечая сложность и многогранность процесса взаимодействия преподавателя и студента в системе самостоятельной работы, А.А. Леонтьев [1] выделяет четыре условия, необходимых для правильного планирования содержания самостоятельной работы: отбор средств, позволяющих раскрыть это содержание; быстрая и верная ориентировка преподавателя в меняющейся обстановке при проведении самостоятельной работы; применение механизма обратной связи, обеспечивающее полное взаимодействие основных элементов системы «преподаватель - студент». По мнению автора, если какое-либо из этих звеньев будет нарушено, взаимодействие окажется неэффективным. На наш взгляд, именно в такой последовательности и следует воплощать указанные условия. Поэтому первостепенной задачей становится проектирование содержания самостоятельной работы студентов со стороны педагога.

Для того, чтобы самостоятельная работа студентов появилась не под влиянием давления, а в результате их внутреннего побуждения, перед педагогами ставится задача в первую очередь развить мотив их самостоятельной деятельности. Как известно, внутренний мотив рождается в результате проявления интереса или потребности в чем-либо. Поэтому, формируя направленность студентов на самостоятельную деятельность, преподавателю при максимальном содействии развитию индивидуальности, необходимо в содержании самостоятельной работы отразить фундаментальные объекты окружающего мира, придав им личностные образовательные смыслы. Это позволит реализовать на практике идеи гуманистической педагогики, признающие ценность личности студента, его право на свободное развитие и проявление собственных способностей.

Поскольку эффективность самостоятельной познавательной деятельности во многом определяется его значимостью для студента как субъекта педагогического взаимодействия, то следует полагать, что самостоятельная работа с этих позиций обладает ценностным характером. Содержательная сторона направленности личности студента, характер отношения к самостоятельной деятельности будут являться отражением ценностных ориентаций. Именно здесь закреплена система ценностных отношений к самостоятельной деятельности и к самому себе, выступающая основой направленности личности студента. Следует отметить, что направленность на самостоятельную деятельность играет ведущую роль в становлении системы личностных образовательных смыслов студента и осуществлении его будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, наличие у студента ценностных ориентаций, особо значимых для осуществления самостоятельной деятельности, обеспечивает добросовестное отношение к самостоятельному труду, побуждает к творческому поиску. Ценностные ориентации, установки, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению самостоятельной деятельности, могут в свою очередь, целостно проявляться только в направленности личности студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности преподавателя /А.А. Леонтьев. - М.: Знание, 1981. - 91 с.
  2. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология / Д.В. Чернилевский, А.В. Морозов.-МГТА, 2001.-301 с.
  3. Шатуновский В.Л. О самостоятельной работе студентов / В.Л. Шатуновский // Вестник высшей школы. - 1990. № 3. - С. 35 - 41.