Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

На флэш-карту размером 30 •20 •2мм объёмом 2 ГБ можно менее чем за 5 минут записать информацию равнозначную 1000 страниц текста или за 10 минут -1000 фотографий, сделанных цифровым фотоаппаратом. Кроме того, компьютер по-разному воспринимает информацию в развёрнутом виде и в расформированном по папкам. Мозг быстрее воспринимает и запоминает видеоинформацию нежели содержательную. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мозг отличается по размерам и по механизму восприятия информации. Соотнести возможности мозга с возможностями компьютера по части восприятия и хранения информации вряд ли возможно. Но в педагогической практике можно использовать некоторые приёмы, заимствованные в компьютерных технологиях.

Например, известно, что среднестатистический студент способен воспринять за учебный час 3 «образа» (макроколоны), наделённых 7-ю характеристиками (в объёме 7 микроколон). Из этих соображений целесообразно квантовать учебную информацию, разбивая её (в объёме одного часа) на 3 «папки».

Если подходить к дидактике с позиций кибернетики, которая занимается процессами управления в живой и неживой природе, связанными с преобразованием информации, то в качестве её основы можно принять «трансляцию», в которой учитывается семантика (смысловое значение) и прагматика (целенаправленность) информации. Такой подход иллюстрирует традиционный взгляд на педагогическую практику как передачу опыта прошлых поколений, практику усвоения опыта и взгляд на школу как «инструмент трансляции».

Основной проблемой трансляции является достоверность передаваемой информации. В недавнем прошлом в телефонии и на телевидении эту проблему удалось решить с помощью перехода с аналоговой технологии на цифровую. Идея предложить нечто подобное в дидактике не нова. Достаточно плотно этим занимаются люди, связанные с созданием моделей систем искусственного интеллекта. Обучающие программы, используемые с помощью персональных

компьютеров (ПК), являются шагом в переходе на цифровые технологии. В памяти ПК задействован банк данных: вопросов, подвопросов и обучающей информации (ответов, пояснений и т.д.), с помощью которого и формируется банк знаний в памяти у обучаемого. Количество информации (КИ) в памяти ПК измеримо - это счётное множество. Экспериментально (например, с помощью воспроизведения на том же компьютере) можно измерить количество полезной информации (КПИ), полученной обучаемым объектом (ОО) по изучаемому вопросу. Соотношение КИ ПК с КПИ ОО может стать действенным критерием цифровых педагогических технологий.