Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Процесс трансформации центрально-плановой модели хозяйствования в рыночную сопряжен с формированием условий, необходимых для эффективного функционирования последней, и прежде всего, со становлением реформированной системы управления, способной направленно воздействовать на объект в условиях динамично изменяющейся экономической среды.

Механизмы рыночного саморегулирования обеспечивают реализацию интересов обособленных субъектов экономической деятельности, в то время, как государственное регулирование решает задачи с позиции развития макроэкономики как общественной и хозяйственной системы, выбора стратегических направлений ее эволюционной динамики, обеспечения воспроизводственного режима функционирования национальной экономики.

Поскольку пищевая и перерабатывающая промышленность - стратегическая составляющая народнохозяйственного комплекса, обеспечивающая продовольственную безопасность страны, очевидна необходимость системы государственного управления ее отраслями. При этом важно иметь в виду, что в последней существует отраслевая специфика государственного управления, которая определяется особенностями пищевой  и перерабатывающей промышленности, биоиндустриальным характером и сезонностью производства, относительно невысоким уровнем развития производственных сил и т.д.

Эндогенные инструментальные средства рынка продовольственных товаров даже в условиях развитых товарно-денежных отношений не способны обеспечить оперативную саморегуляцию и эффективное развитие АПК, так как при воспроизводстве продуктов питания уровень коэффициентов эластичности между динамикой доходов и спросом населения, между ценами и спросом, ценами и предложением товаров весьма низок.

Стратегической ошибкой реформ, проводимых в экономике России, является игнорирование роли государственного управления, в результате чего усилились межотраслевые диспропорции и диспаритет цен, а также позиции генераторов «теневого» капитала  и стагнации рыночного развития.

Функциональная специфика деятельности управленческих структур отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности АПК заключается в тяготении к реальному уровню управления, что естественно возлагает всю полноту ответственности за эффективное функционирование отрасли на органы власти субъектов РФ и сами предприятия.

Характеристики разных моделей управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности весьма относительны. Управление любым социохозяйственным объектом, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Однако можно выделить ту базовую модель, к которой большей степени тяготеет данный тип организации системы управления, причем последние десятилетие новая - демократическая модель становиться доминирующей в практике управления не только некоммерческих, но и коммерческих организаций.

Общие тенденции в эволюции систем управления, получающие все большее развитие в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности, следующие:

  • бурное развитие получает такое качество институциональных структур, как культура организации;
  • принципы и модели стратегического управления и стратегического планирования находят свое применение во всем большем спектре специальных приложений;
  • методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая госсектор;
  • формируются и развиваются новые специальные виды и формы управления производственно-хозяйственными системами.

Управленческая мысль, находясь в постоянном развитии, эволюционирует, различные школы, методы, подходы взаимно дополняют и развивают друг друга.

Совокупность отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК как объект управления является нестабильной, малоформализованной системой.

Изменения в ней происходят под влиянием внешних факторов среды прямого и косвенного воздействия. Ощущается явно недостаточная действенность методов и мер государственного регулирования факторов макроэкономической среды региона с целью улучшения его социально-экономического климата [2].

Для объективной оценки хода реформ, установления тенденций в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности региона и необходимости принятия мер государственного воздействия в случае проявления их негативных сторон необходимы научно-обоснованная система социально-экономических индикаторов и создание соответствующей информационной базы. Система индикаторов базируется на интегральных показателях, обобщенно характеризующих социально-экономическое положение, и отражает воспроизводственные процессы в структуре продовольственного комплекса региона.

Анализ динамики производства и реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Адыгея позволяет сделать вывод о том, что система их предприятий представлена относительно однородными хозяйствующими субъектами (не объединенными в единую систему устойчивыми партнерскими связями), большинство из которых находится в финансово неустойчивом или кризисном состоянии, а существующее управление ими малоэффективно и бессистемно, основано на старых методах и подходах [1].

Учитывая многоотраслевой характер пищевой и перерабатывающей промышленности и тенденции усиления экономической обособленности регионов, представляется целесообразным сочетать территориально-отраслевой и производственно-продуктовый подходы в управлении и регулировании деятельности ее предприятий исходя из особенностей рынков различных продовольственных товаров, поскольку продуктовые рынки как страны в целом, так и Республики Адыгея отличаются степенью потенциальной сбалансированности предложения и спроса на них, уровнем региональной дифференциации по объемам производства и потребления, зависимостью от внешних источников ресурсов, характером межрегионального обмена, сравнительными преимуществами в межрегиональном и международном разделении труда.

Совершенствование системы управления производственно-экономическими процессами в пищевой и перерабатывающей промышленности регионального АПК продиктовано необходимостью их структурной перестройки и создания высококачественных продовольственных ресурсов в количествах, обеспечивающих продовольственную  самодостаточность региона.

Управление невозможно без соответствующих регламентирующих его схем и механизмов, в которых его организационные структуры занимают иерархически субординированные места согласно их значимости и функциям с точки зрения рациональности и эффективности процесса функционирования управляемой системы.

Отраслевой принцип формирования структуры управления пишевой и перерабатывающей промышленностью АПК Республики Адыгея не отвечает современным требованиям, в связи с чем рекомендуется использовать модель формирования региональных органов государственного управления отраслями пищевой и перерабатывающей промышленности, базирующейся не на традиционной отраслевой, а на функциональной основе [2].

Особенность функционального подхода заключается в том, что структура управления формируется в соответствии с перечнем основных функций, Табл.

Функциональные особенности управленческой деятельности Комитета Республики Адыгея по пищевой и перерабатывающей промышленности

Направление управленческой деятельности

Содержание

1

Научно-техническое развитие

Модернизация и техническое перевооружение производства;

Стандартизация, контроль качества и сертификация продукции;

Организация научно-технических мероприятий;

Взаимодействие с органами контроля и инспекции.

2

Финансовый менеджмент

Планирование финансового обеспечения;

Организация кредитования;

Налогообложение.

3

Информационно-консультационное обслуживание

Обеспечение своевременной и современной информации о достижениях НТП в соответствующей области;

Организация взаимодействия через Интернет.

4

Маркетинг

Комплексное изучение рынка;

Организация таможенной и правовой работы;

Организация материально-технического и сырьевого обеспечения производства;

Организация внерегиональной экономической деятельности.

5

Управление персоналом

Комплектование и подготовка кадров;

Организационное и информационное обеспечение рабочих мест;

Связь со СМИ.

Список литературы

  1. Андреев, Г.И. Основы управления предприятием/ Г.И. Андреев.- М.: Финансы и статистика, 2008. - 453 с.
  2. Овчинников, В.Н. Рыночная стратегия материально-технического обеспечения регионального АПК/ В.Н. Овчинников. - Нальчик: Эль-Фа, 1994. - 342 с.