Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Осознание первостепенного значения науки и образования для экономического процветания и социального благополучия общества и государства привело к принципиальным сдвигам в мышлении политических, промышленных, финансовых кругов ведущих стран мира. Одной из приоритетных целей научно-технической политики стал рост национальной конкурентоспособности, и, соответственно повышение качества жизни за счет развития науки, образования, применения новых эффективных технологий, инновационных систем, постоянного роста квалификации кадров. Процесс интеграции научных и образовательных ресурсов нашей страны должен способствовать повышению качества образования, активности научно-технических кадров, созданию организационно-экономических и научно-технических структур нового типа, способных обеспечить высокий уровень культуры современного образования, придать высокий динамизм коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок. Чрезвычайно важно, что культура качества образования перестала интересовать только узкий круг людей, которые занимаются ею в силу профессиональных обязанностей или интересов. Государство предпринимает практические шаги по определению стратегических направлений в этой сфере государственной политики. Год 2010 объявлен президентом Д.А. Медведевым годом учителя совершенно не случайно. Президент страны на высоких собраниях подчеркивает, что развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей в ближайшие годы. Как нам представляется, в качестве причин обращения общественности и государственных мужей к культуре качества образования можно отметить недостаточное внимание государства к образованию и науке как основным факторам развития интеллектуального потенциала общества и низкая востребованность результатов научно-технической и образовательной деятельности.

Одним из условий повышения культуры качества образования и одновременно оценкой этого параметра является интеграция научной и образовательной деятельности. Эти меры включают:

  • развитие сети научно-образовательных объединений или центров в форме юридических лиц для реализации образовательных программ и проведение научных исследований;
  • приоритетную поддержку крупнейших университетов, являющихся научно-образо-вательными комплексами, улучшение качественного состава преподавательских кадров;
  • создание инновационно-образователь-ных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия, заинтересованные финансовые структуры;
  • расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение заказов на научно-исследовательские работы, грантов, совместных научных изданий и др.;
  • формирование на базе научно-исследовательских организаций и вузов совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней.

Вышеуказанные меры внесут существенные изменения в модернизацию системы высшего образования, повысят эффективность интеграционных процессов в научно-образовательных комплексах. Мировой опыт показывает, что во всех передовых вузах наука развивается прежде всего в университетах, приносит огромный доход, стимулирует развитие культуры качества знаний. Традиционная роль вузов - передача обществу знаний в форме обучения и подготовки специалистов для удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах. Современные высшие учебные заведения могут и должны оказывать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие, выступать инициаторами инноваций, фундаментализации знаний, обладать крупным инновационным потенциалом, новейшими образовательными и материальными ресурсами. Ценности материальной и духовной культуры, составляющие содержание социального опыта, созданы в результате решения различных проблем - познавательных, технических, нравственных, эстетических, политических, философских. Таким образом, изучение социального опыта по сути является изучением опыта решения проблем, возникающих перед людьми. Такой подход к пониманию смысла образования ориентирует на соответствующие способы образовательной деятельности - на отказ от догматического изложения набора обязательных истин и на использование методов анализа проблемных ситуаций. Оценкой качества образования является процесс социализации личности, который заключается в формировании личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит систему поведения, которые понятны в обществе или группе. Анализ теоретических основ организации процесса обучения в вузе (закономерностей, принципов, методов обучения), показал, что культура качества образования зависит от поиска эффективных систем обучения в вузе.