Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В методологии высшего медицинского образования все больше времени отводится самостоятельной работе студентов при контролирующей роли преподавателя. В связи с этим в Кировской ГМА на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии для обогащения базы знаний студентов применяются новые инновационные технологии обучения. Сотрудниками кафедры разработан комплексный подход к применению современных образовательных приемов на каждом этапе образовательного процесса.

Вводный контроль изучаемого материала проводится в виде тестовых заданий, для подготовки к которым на кафедре создано электронное учебно-методическое пособие, которое содержит более 1000 вопросов разного уровня сложности с правильными вариантами ответов.

Для адаптации первокурсников, овладения навыками самоорганизации в освоении одной из сложнейших фундаментальных медицинских дисциплин - гистологии, цитологии и эмбриологии, включая развитие у них осознанного отношения к учебно-профессиональной деятельности, на кафедре используются индивидуальные рабочие тетради по общей и частной гистологии, как в электронном, так и в печатном виде (на выбор студента)

Материалы, представленные в рабочей тетради, структурированы в соответствие с основными этапами работы на практическом занятии. В содержание каждого занятия входят: мотивационное вступление, информационный блок, задания для самостоятельного выполнения, «слепые» гистологические рисунки для диагностики и изучения микропрепаратов, ситуационные задачи для развития научно-творческого мышления и в заключение - блиц-опрос студентов по изучаемой теме, который осуществляется с помощью учебных компьютерных программ с тестовыми заданиями. Большинство материалов, приведенных в рабочей тетради являются авторскими разработками профессорского-преподавательского состава кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии КГМА.

Освоение морфологической науки предполагает диагностику огромного количества гистологических микропрепаратов, электронограмм, эмбриологических схем. Данный этап обучения вызывает большие затруднения у студентов. На кафедре разработан многоступенчатый подход к решению этой проблемы. На первом этапе освоения морфологии тканей и органов применяются мультимедийные программы с иллюстрированными рисунками, схемами и электронограммами. На втором этапе используется разработанный на кафедре и запатентованный прибор для изучения гистологических микропрепаратов «Гистоскоп». Прибор позволяет микроскопировать гистологические препараты с проецированием изображения на экран и таким образом демонстрировать и обсуждать со студентами микропрепараты с показом различных полей зрения и давать соответствующие пояснения. Третий этап заключается в индивидуальном микроскопировании и диагностике микропрепаратов с закреплением изученного материала с помощью зарисовки препаратов в гистологических альбомах.

На протяжении всего курса по изучению гистологии большое внимание уделяется развитию у студентов научно-исследовательского подхода к формированию навыков будущей профессиональной деятельности врача. Студенты широко вовлечены в работу студенческого научного кружка, проводят экспериментальные работы, активно участвуют с докладами в региональных и всероссийских конференциях, посвященных современным проблемам медицины, что способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность самостоятельной работы студентов.