Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ECONOMIC REGULATION OF JUVENILE NEGLECT IN THE REGION

V.I. Popova
Reducing juvenile neglect is urgent goal, which solves socio-economic prospects of not only regional development, but also the state in general. It is found factors group and with the help of the econometric approach is shown interrelation of socio-economic indexes with neglect. It’s offered the economic appraisal of neglect and proved that social sacrifices of neglect influence economic development in region. It’s presented the conceptual framework on formation of effective economic regional policy in reducing juvenile neglect level and mechanisms of its realization.
С момента начала рыночных преобразований Россия продолжает занимать лидирующее положение по числу брошенных, безнадзорных, беспризорных детей и подростков. Масштабы безнадзорности несовершеннолетних служат ограничителем социально-экономического развития общества, влияя на качественные и количественные характеристики человеческого капитала в настоящее время и в будущем. При этом региональная экономика теряет значительную часть интеллектуального и трудового потенциала, а бюджеты несут дополнительные расходы по реабилитации этой части населения.

Возможность управлением уровня безнадзорности должно обеспечивать опережающее реагирование на изменение ситуации в социально-экономической и социокультурной среде, целевой характер управления и его направленность на требуемые результаты. Принимая во внимание важность вопросов, касающихся региональных программ социально-экономического развития, принятия оперативных управленческих решений, направленных на сокращение уровня детско-подростковой безнадзорности, повышение уровня материального и духовного благосостояния семей с несовершеннолетними, решение задач по разработке приоритетов социально-экономической политики и применения ее в практике на региональном и муниципальном уровнях в настоящее время является особенно актуальным.

Вологодская область - один из тех российских регионов, в которых проблема безнадзорности несовершеннолетних не теряет своей актуальности уже многие десятилетия. Согласно социологическим измерениям, в 2006 г. общая численность данной категории несовершеннолетних в регионе составила 10610, при этом в г. Вологде среднее количество - 2000, в г. Череповец - 2500, а средний показатель по районам - 235 человек [1].

Использование статистических и эконометрических методов с целью выявления взаимосвязи между изучаемой проблемой и факторами, ее определяющими, показало, что, наиболее существенной оказалась связь между безнадзорностью несовершеннолетних и среднемесячной начисленной заработной платой, соотношением заработной платы с уровнем прожиточного минимума, миграционным приростом населения. Таким образом, в качестве стержневых причин безнадзорности, в большинстве своем, выступают социально-экономические. Распределение значений уровня безнадзорности в зависимости от перечисленных показателей представлено на рис. 1.

На базе корреляционного анализа был проведен регрессионный и получена регрессионная модель. Установлено, что на безнадзорность оказывают влияние следующие факторы (с учетом проверки коэффициентов регрессии на значимость): уровень среднемесячной заработной платы и уровень миграции на территории региона.

В результате проведения кластерного анализа выявлены территориальные различия: муниципальные образования Вологодской области распределились на «худшие» - 11 районов, «лучшие» - 6 и «средние» - 11 (табл. 1). Различия в исходных позициях требуют соответствующих управленческих решений по сокращению детско-подростковой безнадзорности.

Рис. 1. Взаимосвязь безнадзорности несовершеннолетних со среднемесячной заработной платой (1), соотношением заработной платы и уровня прожиточного минимума (2), миграционным приростом (3)

Таблица 1. Кластеризация районов Вологодской области по степени напряженности ситуации с безнадзорностью несовершеннолетних в зависимости от уровня среднемесячной заработной платы и уровня миграции (2005 - 2006 гг., среднее значение)

1 кластер

Низкая

степень напряженности

2 кластер

Средняя

степень напряженности

3 кластер

Высокая

степень напряженности

1. Вологодский

2. г. Вологда

3. г. Череповец

4. Кадуйский

5. Нюксенский

6. Череповецкий

1. Бабаевский

2. Белозерский

3. Великоустюгский

4. Вытегорский

5. Грязовецкий

6. Кирилловский

7. Сокольский

8. Сямженский

9. Тотемский

10. Чагодощенский

11. Шекснинский

1. Бабушкинский

2. Вашкинский

3. Верховажский

4. Вожегодский

5. Кичменгско-Городецкий

6. Междуреченский

7. Никольский

8. Тарногский

9. Усть-Кубинский

10. Устюженский

11. Харовский

На основе разработанной модели сделан прогноз динамики уровня безнадзорности по области на среднесрочный период. При прогнозировании учитывались различные варианты развития ситуации. Прогноз по сценарию невмешательства построен на основе предположения о сохранении существующих тенденций в регионе. При этом к числу несовершеннолетних группы «риска» относится 44,4% от детей данного возраста. Прогноз по сценарию управления - построен на основе данных Министерства экономического развития РФ, приведенных в «Прогнозе социально-экономи-ческого развития Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг.», по которому размер среднемесячной заработной платы за 2008-2011 гг. в номинальном выражении возрастет с 2007 г. в 2,26 раза, а в реальном выражении, соответственно, в 1,57 раза [2, 3]. Тогда удельный вес численности несовершеннолетних группы «риска» в регионе снизится до 20,3% от детей и подростков данного возраста.

На основании анализа ситуации, выделен ряд последствий безнадзорности несовершеннолетних, которые были систематизированы как экономические, социальные, демографические, медицинские, нравственные. Наиболее подробно рассмотрены экономические последствия.

Рассчитываемые параметры экономических последствий выполнялись следующим образом:

  1. Потери в рабочей силе (низкая квалификация, повышенная заболеваемость, низкая коммуникабельность и др.);
  2. Ущерб, связанный с «потерянными годами потенциальной жизни» (ПГПЖ) от распространения безнадзорности в детско-подростковой среде, составил в 2006 г. в денежном выражении (по душевому производству валового регионального продукта) 364 млн. руб.;
  3. Экономические потери вследствие смертности несовершеннолетних от внешних воздействий: отравления (в т.ч. алкоголем), нападения (убийства), случайные утопления и падения, суициды - оценены суммой в 3 млн. руб.;
  4. Ущерб вследствие социально обусловленной заболеваемости несовершеннолетних по области оценивается в 37 млн. руб.;
  5. Затраты на проведение реабилитационных мероприятий вследствие заболеваемости несовершеннолетних инфекциями, передающимися половым путем, при проведении 1 реабилитационного курса оценены в 3 млн. руб.

В общей сложности прямые и косвенные потери от безнадзорности в регионе достигают ежегодно 0,5 млрд. руб., что составляет почти 2% расходов консолидированного бюджета области.

Сокращение уровня безнадзорности несовершеннолетних требует значительных усилий со стороны общества, государства и реализации комплексного межведомственного подхода по формированию региональной политики.

Во-первых, для решения главных проблем безнадзорности социально-экономического характера необходимо первоочередные усилия направить на повышение благосостояния семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Нужны специальные программы, обеспечивающие повышение уровня доходов этих семей, как минимум, на 15-18%. В ряде правительственных программ планируется повышение уровня заработной платы на 8-9% ежегодно. Можно спрогнозировать, что рост заработной платы в регионе в период 2008 - 2011 гг. составит 1,3 раза: с 12441,9 руб. до 15673,3 руб. А по данным Министерства экономического развития РФ реальная заработная плата за указанный период увеличится в 1,4 раза, среднегодовой прожиточный минимум повысится до 4902 руб. в месяц. Эта тенденция значительно будет способствовать повышению уровня жизни, и, как следствие, снижению масштабов безнадзорности несовершеннолетних на территории области.

Во-вторых, необходима рациональная и целенаправленная социально-экономическая и семейная политика, учитывающая различия в уровне жизни муниципальных образований и потребностях населения. Одним из ключевых направлений снижения масштабов безнадзорности на всех уровнях социально-экономиче-ского развития является проведение грамотной семейной политики, направленной на формирование традиционного типа семьи и обеспечивающей социальную поддержку и защиту неполным и многодетным семьям.

В-третьих, следует обеспечивать более полное и рациональное использование финансовых ресурсов и повышать экономическую эффективность программ и технологий как на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, так и на уровне учреждения (организации). Для обеспечения более результативного управления уровнем безнадзорности несовершеннолетних на территории региона следует увеличить объемы финансирования за счет привлечения дополнительных источников (привлечение средств предприятий, негосударственных организаций, общественных объединений, малого и среднего бизнеса, населения).

В-четвертых, в существующих социально-экономических условиях следует обеспечить формирование региональной политики, отражающей основные элементы организационно-экономических механизмов по сокращению уровня безнадзорности. Данная стратегия предполагает применение комплексного подхода при создании единой политики в сфере детско-подростковой безнадзорности на основе межведомственного сотрудничества учреждений, организаций, всех секторов народного хозяйства, неправительственных организаций, СМИ, отдельных людей.

Проведенное исследование безнадзорности несовершеннолетних в Вологодской области с помощью применения экономического, статистического, эконометрического, социологического инструментария вполне обосновано может претендовать на комплексность и содержательность.

Список литературы

  1. Опрос проводился Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН в сентябре 2006 г. с целью изучения масштабов и причин безнадзорности в Вологодской области, степени эффективности работы комиссий по делам несовершеннолетних, а также взаимодействия ведомств и учреждений региона по решению проблемы детской и подростковой безнадзорности. Объем выборки составил 233 члена (эксперта) комиссий по делам несовершеннолетних. Опрос проводился в городах Вологда, Череповец и 26 муниципальных образованиях области. Метод опроса - анкетирование. В роли экспертов выступили представители сферы образования, здравоохранения, органов социальной защиты, внутренних дел, специалисты по молодежной политике, физкультуре и спорту и т.д.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. - М., 2008.
  3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. - М., 2008 г.