Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Ilchencko A.N.
Переход России к рыночным отношениям в начале девяностых годов породил новую систему социально-трудовых взаимоотношений в обществе. В этот период меняется концепция занятости, начинает формироваться совершенно новый рынок - рынок образовательных услуг и рынок труда. Резко изменившиеся условия жизни в нашей стране сказались на судьбах специалистов многих профилей, произошло ослабление трудовой мотивации. Неустойчивость социально-профессионального статуса свойственна, прежде всего, специалистам, занятым в отраслях военно-промышленного комплекса. Экономические преобразования практически не отразились на занятости специалистов в здравоохранении и образовании. Однако низкая оплата труда в отраслях бюджетной сферы привела к тому, что работники с большим профессиональным опытом этой сферы вынуждены были искать другие источники пополнения своего бюджета. Анализ развития экономики страны в период реформ показал обусловленность многих трудностей перехода к рыночным отношениям неподготовленностью подавляющей части российского населения к жизнедеятельности в новых условиях рынка. Все это вызвало существенные перекосы при формировании, как рынка рабочей силы, так и рынка образовательных услуг, что негативно отразилось на содержании, темпах и направленности самих рыночных преобразований.

Одновременно с этим в вузах наблюдалось резкое снижение числа желающих получить высшее образование. Мало кто хотел получать специальности инженеров, агрономов, зоотехников, плановиков, ведь многие заводы и фабрики закрылись, сельскохозяйственные предприятия распались. Безработица, быстрый нарастающий темп инфляции, обесценивание денег привело к тому, что население «кинулось в коммерцию» зарабатывать, чтобы выжить в сложившейся ситуации, причем в основном в малый бизнес (кооперативы, малые частные предприятия), где высшее профессиональное образование вроде бы и не требовалось.

Но спустя несколько лет ситуация начинает меняться: предприниматели начинают задумываться об эффективном управлении своими фирмами; о принятии более грамотных, оптимальных управленческих решений; о прогнозировании развития своей коммерческой деятельности. Поэтому перед ними встала проблема - нехватка более узких специальных знаний и умений. Вследствие этого спрос на образовательные услуги начинает расти.

В России недооценка роли и значения системы образования и профессиональной подготовки кадров на начальном этапе рыночных преобразований, хроническое недофинансирование учреждений образования привели к нарастанию кризисных явлений в государственной системе образования и стихийному возникновению и развитию альтернативных образовательных организаций (частные образовательные центры по предоставлению образовательных услуг населению), чаще на базе центров занятости и трудоустройства (бирж труда).

Но именно тогда вузы, чтобы выжить в новых условиях, начинают осваивать новые специальности и специализации: бизнес-образование, финансы, право, менеджмент, маркетинг, математическое исследование экономических систем.

Важной тенденцией социально-экономических преобразований в современной России является передача решения все большего числа жизненно важных для населения вопросов с государственного на региональный и муниципальный уровни. Эта тенденция отражена в административном устройстве России и зафиксирована в Конституции, став результатом непростой борьбы между регионами и федеральной властью. Быстро нарастить интеллектуальный кадровый потенциал многие регионы не в состоянии в силу громадных затрат на обустройство приглашаемых специалистов, и перед регионами все острее стоит вопрос о развитии собственной сети профессионального, особенно высшего профессионального и послевузовского образования - региональной системы образования [1].

Интеллектуальным стержнем региональной системы образования должен быть университет, который возьмет на себя ответственность за решение жизненно важных проблем региона, перейдя в новое качество - региональный университет. Региональный университет - это не только образовательное учреждение, но и научный центр, в котором сосредотачивается интеллектуальный потенциал региона. Региональный университет - интеллектуальное средство решения широкого спектра региональных проблем. Его миссия - взять на себя ответственность за жизнь своего региона [1]. Региональный университет можно назвать исследовательским университетом: это крупный вуз, имеющий в своем составе НИИ, опытно-производственные подразделения, консультационно-информационные центры [2].

Особое внимание вузы стали уделять повышению квалификации и переподготовке кадров. Это особый вид образования, который быстро и с минимальными затратами можно развернуть в регионе. С него и нужно начинать создание региональной системы образования. Образование взрослых имеет громадное значение, поскольку позволяет обогатить современными знаниями обладающих практическим опытом непосредственных участников общественного производства, превращая тем самым знания в реальную производительную силу.

Использование зарубежного опыта с учетом особенностей российской экономики представляется весьма целесообразным. Мы считаем, что к российской действительности могут быть приложимы идеи американского университета Purdue University Cooperative Extension Service по повышению квалификации и переподготовке - оказание различных малых образовательных услуг населению.

Университет Purdue основан в 1869 году, назван по имени Джона Пурдью [3].

Purdue Extension - это один из важнейших национальных «поставщиков», научной информации на основе исследования и образования, который находится в Западном Лафайете (США, штат Индиана).Это сеть колледжей, филиалов университета, в системе американского Министерства земледелия, которая обслуживает все округа Америки.

Основные направления учебно-научной деятельности: сельское хозяйство, ботаника, биология, сельскохозяйственная экономика, агрономия, патологии растений, энтомология, лесоводство, садоводство, архитектура пейзажа, ветеринария и др.

Кроме предоставления образовательных услуг студентам, университет занимается оказанием консультативно-образовательных услуг населению. Поэтому ее одной из миссий является обслуживание граждан штата Индиана необходимыми научно-практическими знаниями в области сельского хозяйства и бизнеса с целью создания новых возможностей, которые продвигают общество и решают разнообразные социальные и технические проблемы.

Этим занимается специально созданный отдел - Purdue Extension. Он обеспечивает неофициальными образовательными программами население. Краткосрочные обучающие курсы основанны на наиболее продвинутых теоретических, эмпирических и прикладных методах, которые расширяют знания базовых академических дисциплин.

Преподаватели Purdue Extension считают, что старт успешного бизнеса - это больше, чем идея. Прежде чем его организовать, необходимо провести анализ и понимание рынка, а для этого необходимы специальные знания. Purdue Extension и его партнеры через образовательные ресурсы помогут преуспеть всем желающим в сельском хозяйстве и бизнесе. Университет берет на себя необходимость найти местного эксперта, который включит слушателя в программы обучения, поможет найти информацию и ответы на все интересующие вопросы. На сайте университета http://www.ces.purdue.edu/ имеются специальные разделы, где все обучающиеся и консультирующиеся могут связаться с преподавателями, которые помогут оценить:

- на каком этапе в деловом развитии находится консультирующийся;

- в каких ресурсах он нуждается;

- какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.

Одна из образовательных программ - стратегическое планирование бизнеса коммерческих производителей. Это программа обучения коммерческих менеджеров ферм с целью сделать их эффективными деловыми менеджерами. Для этого они приобретут знания о всесторонних финансовых стратегиях, инструментах маркетинга и управления рисками. Суть этой программы:

- стратегическая секция управления: изучить изменения в сельском хозяйстве, развитие эффективных стратегий, чтобы использовать в своих интересах много возможностей, которые эти изменения представляют;

- финансовая секция управления: показать, как менеджеры фермерского бизнеса могут использовать свои финансовые ресурсы, чтобы создать эффективную деловую организационную структуру;

- секция управления рисками: исследует, как управлять риском, маркетингом, чтобы обслужить потребности клиентов.

Электронный ресурс этой программы включает:

- образовательные файлы по финансам, стратегическому маркетингу, применительно к сегодняшним видам коммерческой деятельности фермы;

- презентации по обучающим курсам (PowerPoint);

- практические задания с целью применения понятий, концепций к действиям сельскохозяйственного участника.

Основываясь на приведенном опыте, можно утверждать, что становление региональных университетских комплексов имеет ряд особенностей:

- они призваны принять на себя функции центра науки, культуры и образования территории;

- развитие потенциала и кадровых ресурсов региональных университетских комплексов тесно связано с потребностями региона, с необходимостью участия в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона;

- комплексы имеют достаточно сложную содержательную и организационную структуры, обеспечивающие преемственность, непрерывность и многоуровневость профессионального образования;

- в отличие от классических университетов региональные университетские комплексы обязаны обеспечить не только фундаментальную научную подготовку, но и освоение компетентностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах.

Необходима государственная поддержка на законодательном уровне со стороны федеральных и региональных властных структур, в части организационного и финансового обеспечения университетских комплексов, чтобы малые образовательные услуги стали стимулом оживления предпринимательской инициативы, роста занятости и благосостояния населения территорий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Назин Г.И. Миссия регионального университета - взять на себя ответственность за жизнь территории // Северный Университет. - 21.11 2001. - № 6.
  2. Ильченко А.Н., Койфман О.И. О роли исследовательских университетов в регионе: от науки до реального бизнеса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2004. - №1. С.52-54.
  3. http://www.ces.purdue.edu/ - Сайт Purdue University Cooperative Extension Service, штат Индиана, США.

Работа представлена на всероссийскую научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», г. Москва, 14-16 мая, 2007 г. Поступила в редакцию 05.04.2007г.