Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К числу приоритетных направлений движения педагогической науки в начале ХХI века все чаще относят педагогическую инноватику. Поскольку важнейшим гносеологическим ориентиром в дальнейшем выступает понятие «инновация», то в целях уточнения терминологии кратко остановимся на его толковании.

У педагогической инноватики довольно лаконичная предыстория. Понятие «инновация» вошло в обиход научного лексикона еще в XIX веке. А первые десятилетия XX века положили начало науке, которая сегодня называется инноватикой. Доказательством может служить попытка Шумпетера дать определение этому понятию в одной из своих публикаций в 1939 году (Schumpeter д. Business Cyciz/mc Gram - Hill, New York, 1939). Высказываясь по поводу приоритетов в инноватике большинство отечественных авторов отдает пальму первенства зарубежным коллегам. Во вступительной статье к книге венгерского ученого Б. Санто известный специалист в этой сфере Б. В. Сазонов на с.5 с горечью пишет; «...попытки привлечь внимание к этой действительности, начать ее исследование и практический запуск делались в те же годы, что и переводы зарубежных работ», и далее, на с.7: «Нелицеприятная правда заключается в том, что советское хозяйство принципиально ан¬тиинновационно.,.» (Санто Б. Инновации как средство экономического развития. Пер. с венг./ Общ. Ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. М.: Прогресс, 1990).

В СССР одна из первых конференций по вопросам инноватики состоялась в 1978 году в Талине. Она называлась «Проблемы управленческих нововведений и хозяйственного экспериментирования». В 1979 году конференция по подобной проблематике состоялась в Москве.

На западе к вопросам педагогических инноваций обратились в конце 50 - х. А в нашей стране зарождение этой сферы человеческого знания ознаменовало публичное признание успехов учителей - новаторов в начале 80 - х. Пожалуй, наиболее известной книгой в области педагогической инноватики, на сегодняшний день, является коллективный труд «Управление развитием школы» (Пособие для руководителей образовательных учреждений./ Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новая школа, 1995).

Учитывая ограниченные рамки данной работы, в заключение справки о педагогической инноватике определим, только термин «инновация». Инновация (лат. in - в, novus - новый) трактуется рядом авторов как нововведение. Собственно говоря, этиология слова "нововведение" (innovation) говорит о сходстве содержания этих понятий. В научных работах сотрудников бывшего Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований термин "нововведение" часто заменяется аббревиатурой НВД. Итак, инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового.

Соответственно в качестве рабочего определения педагогической инноватики (ПИ) возможно следующее: ПИ - это наука о закономерностях создания, распространения и использования педагогических новшеств.

Сегодня педагогическая инноватика в стадии становления. Еще раз подчеркнем, что сущность прогноза автора данных строк заключается в том, что по нашему мнению инноваиионность должна стать свойством педагогической деятельности ближайших десятилетий.

Цель данной публикации заключается в том, чтобы осмыслить проблемы, которые еще требуют незамедлительного их решения педагогической наукой. К числу таких проблем мы относим подготовку учителя (будущего или уже состоявшегося) к инновационной деятельности, то есть по сути дела проблему подготовки кадров. К сожалению исследования, проведенные нами, показывают, что уровень осуществления инновационной деятельности в системе среднего образования очень низок. Современная система образования не может довольствоваться тем, что учителя только посредством самообразования приобретут ЗУНы для осуществления инновационной педагогической деятельности.

С нашей точки зрения в качестве принципов, которые могут быть положены в основу системы подготовки учителя физической культуры к осуществлению инновационной деятельности необходимо назвать следующие.

Во-первых, такая технология должна иметь модульную структуру содержания образования. То есть состоять из отдельных автономных, но в тоже время сочетающихся блоков. Содержательное наполнение модулей различно. На данном этапе мы можем с уверенностью сказать, что один из модулей должен включать в себя материалы, касающиеся формирования письменной речи исследователя. Напомним, что различают несколько видов речи: внешнюю, внутреннюю, монологическую, диалогическую, письменную речь и др. Становление исследовательского мышления связано с развитием научного «диалекта», письменной речи.

Учителя - исследователи испытывают трудности с написанием статей, программ эксперимента, доклада, презентующего результаты научно - исследовательской деятельности. В качестве одного из способов формирования письменной речи студента мы применяем метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями, разработанный профессором Журавлевым В.И.

Другим аспектом обсуждаемой системы является факт более активного использования «контекстного обучения». Контекстное обучение понимается нами как обучение отличное от формирования ЗУНов, которые в принципе пригодятся в дальнейшем.

Контекстное обучение - это работа над конкретной научно - исследовательской темой и личностный рост в ходе такой работы. В-третьих, в качестве системообразующего принципа обсуждаемой системы выдвигается принцип персонификации, который означает ориентацию на личность, на ее мотивы, волеизъявление, интересы, склонности. Во главу угла ставится человек, а не педагогическая система с ее государственным заказом, унификацией и усредненным подходом.

В-четвертых, усиление роли научно исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего учителя. Не репродуктивная деятельность, в основном строящаяся на запоминании информации сообщенной преподавателем, а работа по «открытию нового» в личностном плане, «открытие для себя». Что в свою очередь предполагает активную работу по поиску информации, ее переработке, творческому использованию.

В-пятых, мы придерживаемся концептуального положения о том, что педагог профессионально занимающийся инноватикой, должен владеть как минимум классическими научными методами исследования. На протяжении ряда лет мы включаем в подготовку педагогов освоение ими операции классификации. На наш взгляд специалист, осуществляющий научно-методическую деятельность в большинстве случаев вынужден прибегать именно к классификации. По нашему мнению в ходе обучения применению операции классификации достигается ряд результатов:

* систематизируются полученные знания, что в свою очередь позволяет усваивать знания укрупненными дидактическими единицами;

* развивается понятийное мышление;

* развивается логика мышления;

* облегчается процесс усвоения учебного материала.

В рамках этого предложения нами разработано теоретическое обоснование этой операции (определение классификации, виды классификаций, примеры, формы классификаций), а также упражнения для занятий по педагогике, основанные на использованииэтой операции.

Таково наше видение основ построения личностно ориентированной технологии подготовки учителя к работе в условиях инновоционности.