Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема мотивации деятельности человека насчитывает уже не одну сотню лет, а вернее даже не одно тысячелетие. Изначально феномен мотивации изучался в связи с необходимостью стимулирования трудовой деятельности, с необходимостью объяснения поступков человека. Параллельно с активным развитием видов деятельности, шло и интенсивное изучение мотивации этой деятельности. Но если говорить о мотивации учебной деятельности, как области исследования, то она достаточно молода, основополагающие результаты были получены в пошлом веке. Толчком к интенсивному изучению послужило введение всеобщего образования, в рамках которого стали очевидными различия мотивационных сфер учащихся. Исследование вопросов мотивации связано с именами таких ученых как В.Г Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А. А Файзулаев, П. М. Якобсон.

Вопрос о причинах человеческой активности не потерял актуальности и сегодня как в общественной жизни, так и различных областях науки: философии, юриспруденции, медицине и др. Но особенно интенсивно вопросы мотивации деятельности изучают в рамках педагогики и методики преподавания дисциплин, в большей мере это связано со значительными изменениями, произошедшие в последние время, в требованиях к современному образованию: количеству и качеству знаний, уровню сформированности учебной деятельности учащихся. Также необходимо отмети что появились новые методические формы (например: форма контроля - ЕГЭ, дистанционное обучение) и технические средства обучения (мультимедиа), мотивирующая роль которых до конца не изучена.

Необходимость развитой учебной мотивации у школьников понимает не только каждый педагог, но и простой обыватель. И последний может приблизительно объяснить, что необходимо сделать для того, чтобы детей увлекал процесс обучения. Но это всего лишь поверхностная, кажущаяся простота. Феномен мотивации очень сложен, сейчас в психологии не существует обобщенного определения и структуры этого понятия. Так, например, мотив рассматривают как потребность, цель (предмет удовлетворения потребности), намерение, побуждение, или внутренняя позиция личности. Мотивацию рассматривают как систему мотивов (Г.М Фридман); динамический процесс формирования мотива (Е.П. Ильин); совокупность факторов, определяющих поведение; процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов). В связи с этим, нет и единой точки зрения на то, как следует «воздействовать» на мотивацию: формировать или развивать. Слово сочетание - формирование познавательной мотивации, с родни формированию интеллектуальных способностей или темперамента. Можно ли сформировать то, что и так уже заложено в человеке? Сложно опровергнуть тот факт, что любому маленькому ребенку присущ познавательный интерес. Он стремится ко всему новому, задает массу вопросов, любопытствует. Если бы у ребенка отсутствовал познавательный, как бы он обучался важным социальным навыкам (речь, манипуляции с предметами), как бы проходил процесс самопознания, приобщения к общественным нормам. Таким образом, можно говорить о том, что у ребенка существует потребность в получении новой информации, обучении. Конечно, в этом возрасте преждевременно говорить о наличии осознаваемых, реально действующих мотивах или о каких-то высоких уровнях учебно-познавательной мотивации, но отрицать то факт, что у детей младшего возраста присутствуют механизм такой мотивации, неверно. Дети испытывают удовольствие от процесса и результата познавательной деятельности, последняя вызывает большой эмоциональный отклик (удивление, радость, разочарование), что является непременной составляющей мотивационной сферы. При рассмотрении дальнейших возрастных периодов правильнее говорить о качественных изменениях в мотивации детей, о переходе из одного состояния в другое от мене сложной организации к более сложной, то есть о развитии, а не о формировании.

Мотивация учебно-познавательной деятельности очень важный и сложный феномен, который требует от педагога систематической работы на протяжении всего учебного процесса. Так же необходим постоянный мониторинг уровня развития мотивации учащихся всех возрастных групп, который позволит организовать деятельность учителя адекватно имеющемуся уровню мотивации и зоне её ближайшего развития. Специфической особенность мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы является преобладание интереса к внешним атрибутам обучения, который затем сменяется интересом к первым результатам труда. В связи с этим период обучения в начальной школе является очень плодотворным для развития мотивации учебной деятельности. И в рамках специально организованного процесса обучения появляется интерес к содержанию учения и способам приобретения знаний. Но уже в 3 классе наблюдается значительное снижение положительного отношения к учению, особенно это заметно, если обучение носило репродуктивный характер (не соответствовало зоне ближайшего развития мотивации). При переходе учащихся в 5 класс происходят существенные изменения в условиях обучения, и снижение уровня мотивации учебно-познавательной деятельности является крайне нежелательным, так как в этот период закладывается мотивационная основа дальнейшего обучения, его условно можно назвать подготовительным к подростковому. Возраст 10-12 лет сензитивен для развития познавательных интересов, происходит развитие мотивов самообразования, учебно-познавательных (интерес к различным способам добывания знания). Как известно, переходный возраст характеризуется изменениями в организме и психике ребенка, что вносит существенные изменения в сферу его интересов ребенка. Многие авторы отмечают, что начало перестройки этой системы характеризуется общим снижением интересов, а иногда и полным отсутствием («пустыня отрочества»). На следующем этапе развития мотивационной сферы подростка проявляется многообразие интересов, которые носят характер увлечений - сильных и часто сменяющих друг друга. В подростковом возрасте происходят существенные изменения в развитии социальных мотивов, выражающихся в желании общения, занять активную позицию в коллективе, самовыражения, самоутверждения. Мотивы учения приобретают более избирательный характер, тесно переплетаются с практической деятельностью. Для того чтобы произошли качественные положительные изменения в мотивационной сфере подростка, а именно: осознание видов учебных мотивов и их соподчинения, преодоление борьбы на основе устойчивой внутренней позиции, развивались мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности, необходимо в период обучения 5-6 классах проводить целенаправленную работу по развитию мотивации учебно-познавательной деятельности. А. К. Маркова выделяет в качестве основных направлений такого развития следующие компоненты: мотивы, цели, эмоции, «умение учится». Уровень которые, в свою очередь, прогрессируют только при условии включения учащихся в учебную деятельность в качестве субъекта. Другими словами, развитие мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности.