Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В условиях научно-технических достижений в мире и объединения стран во Всемирную торговую организацию (ВТО) с жесткой конкуренцией, сопровождающейся ростом проблем экологии человека (общества и природы), формирование нового мировоззрения с пересмотром основ культуры мышления становится особо актуальной. Важно осознание ограниченности «классического» подхода в познании и освоение нового сознания в рамках демократических норм по всей планете, являющиеся основой разрешения экологических проблем и которые необходимы для права вхождения стран во ВТО. Ныне остро стоит задача, как обеспечить прогресс и конкурентоспособность каждого и всей страны, мобилизуя потенциальные возможности общества. Для нравственно-экологической сферы (образование, производство, быт) важно срочно разработать освоение и законодательное принятие современных норм культуры (новые открытия, разработки, концепции). Нами они решаются инновационными методами образования, прошедшими практическую апробацию.

Культура и умение управлять собой (интеллект человека) связана с развитием профессионального мастерства. А мудрость общества это соблюдение 4 основных законов по принципу: «природа знает лучше!» - закона дихотомии и целесообразности, цикличности и самоорганизации. Для развития уровня интеллекта нужно системное изучение как планетарно-циклического и наследственно-генетического (внутреннего, слабо изученного) характера факторов, так и - социопсихологического фактора в оценке характеристики личности (таланта, творчества, социальной роли) /3,6/. Это обеспечит адекватность восприятия картины мира и формирует новое мировоззрение. Тогда человек становится способным достичь высоких результатов как в спорте, так и в интеллектуальной сфере. Причем, «имеет смысл только то знание, которое используется на практике» /1, с.226/. А также, согласно девизу 21-го века: «нет ошибок, есть практика!» /1, с.216/.

В целях совершенствования образования в Башгоспедуниверситете имени Акмуллы совместно с другими вузами разрабатывается концепция системы образования. Формирование лучших приемов обучения достигается благодаря осознанным новым подходам в мировосприятии (познании) и разработке метода «возрожденного мастер-класса», пересмотра нравственно-экологических норм. В вузах Уфы разработки прошли практическую апробацию и показали результативность /3,6/. С 2006/07 года она проходит в Башкирском институте физической культуры. На Всероссийских и Региональных конференциях (Крым, Госдума РФ, «ЭКОЧЕЛ-98», Саки,1998; Уфа, БГПУ, 2001; Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2002; Челябинск, УГПУ, 2003; Казань, КФ АТиСО, 2005) и Межвузовских семинарах (Уфа, БИСТ, 2004-2006 г.г.) нами доложены результаты и обсуждены. «Возрожденность» известного «мастер-класса» заключается в том, что принимается подход в обучении с симбиотическим освоением ведущих современных открытий с полным комплектом функций познания, и методов самоанализа собственных характеристик педагогом-«мастером» (педагогов) и «классом» (студентов). Результативность оптимальных отношений («преподаватель-студент», «работодатель-исполнитель» и т.д.) и восторженно воспринимаемые студентами подходы в обучении определяют успех в любой предметной области («Концепции современного естествознания», «Экология», «Художественная графика» и др.). Для системного познания человека потребовались как методы, ставшие эффективными на протяжении тысячелетия, так и - современной науки и техники (на уровне Нобелевских работ) и науки соционики. Ниже обоснуем необходимость пересмотра классических методов познания. Обсудим это на общепланетарном (1), социальном (2) и личностном (3) уровнях с целью прояснения формирования современного сознания и новых образовательных методов и систем.

1. Новые подходы к познавательным процессам, поясняющие происхождение нравственно-экологических проблем, начались разрабатываться нами ввиду ограниченности классических форм восприятия и познания мира. Для познания, принятого в науке Р.Декартом (сенсуализма) и развитого основоположником классного метода обучения Я.Коменским, требуются только функции: логика и этика, определяющие внешнюю материально-энергетическую сферу жизни (ресурсы природы). Они являются «вторичными». А ресурсы человека, составляющие его «первичный» пространственно-временной ориентир (сенсорно- интуитивное восприятие), будучи сложными, невостребованными ввиду избытка ресурсов природы и названными иррациональными, тогда оставались «за бортом». На заре «Нового времени» (17-ый век), и применение в науке только «вторичных» функций, названных «рациональными», признавалось эффективным. Естественно, тогда это можно было «воспеть» писателями-классиками. Так, более 300 лет, жестко закрепились «классические» традиции. Недоработанность и дефекты классической науки, связанные с неполнотой познавательных процессов, формирующие в человеке индивидуализм, в обществе - потребительскую цивилизацию, упорно сохраняются и поныне. Хотя и неоднократно были тщетные попытки ряда мыслителей (А.Пуанкаре, Б.Рассел и др.) их реанимации. Недостаточная системность и глубина исследований в науке не привели к успеху. И система образования пришла в упадок, переживая кризис и очередной  этап «революции в обучении». Современный сложный мир в тисках ограниченно признанного познания, лишенный щадящий планету идеологии, приводит «западно-европейскую» цивилизацию и сообщество мира к тупиковому развитию. Участились аномалии природы и засоряется биосфера, ухудшается ее, социума и человека экология. Исчерпываются ресурсы, бытует конфликты из-за межконфессиональных различий, бесконтрольные демографические процессы, коррупция в обществе и т.п. Неуправляемость этих процессов может нарушить устойчивость биосферы с опасными исходами. Только решительность законодательных мер в пересмотре систем массового образования может (и должен!) разрешить эти проблемы.

В разработках норм требований к системам образования необходимо принять основные закономерности современного естествознания, глубоко осознавая взаимосвязанность между наукой, цивилизацией и нормами демократии, расширяя их до общепланетарного уровня. Начала этих исследований заложены в трудах выдающихся ученых: В.Вернадского (1879-1945) (учение о «ноосфере») и Д.Радьяра (1895-1985). Они видели возможность объединения коллективного разума. «Одна из основных таких целей участие в построении нового общества, основанного не на «локальных» условиях социальной, культурной или религиозной исключительности, а на глобальном понимании целостности человечества и Земли» /Д.Радьяр. Планетаризация сознания. Изд.: США, 1945. Рус. изд.: «Ваклер», 1995, с.81/.

Научный прогресс в технологической сфере в процессе преобразовании природы формирует «техносферу», состоящий из технических устройств с областью функционирования человека. С началом эры космических полетов она вышла за пределы биосферы и охватывает уже «кладовую погоды». Техносфера, управляемая представителями потребительской цивилизации, преобразуя природу, влияет на другие сферы жизни, обостряет проблему ее гуманитаризации. Непродуманное воздействие на природу уничтожает признаки жизни. Негативное влияние на среду возникает из-за ущербности системы познания, переходящее в производство и быт, приводя к порочному социально-экономическому управлению, коррупции. В осмыслении глобальных проблем человека (и природы) отсутствует системность взаимодействия естественных и общественных наук. Поэтому в научно-образовательной сфере целесообразно законодательное принятие общепризнанных принципов, требований и правовых норм (с наложением строгих санкций в случае их невыполнения), в которых утверждается: а) принцип мудрости Востока, ставший ныне принципом Евразийства: «Мир - един, целостен, разумен. Все в мире взаимосвязано и взаимодействует»; б) принцип «Дао» - «Одно во всем, все в одном»; в) международный девиз экологов - «Мыслить глобально, действовать локально!», «Природа знает лучше!»; г)«Международная декларация о праве наций и народностей на самоопределение» (Вена, 1986г.), принятая нашей страной на 19-ой Конференции КПСС в (1987) /2,3/. Принятием планетарного мировоззрения нормы пересматриваются.

В рамках этих принципов важнейшим стало обращение к энергии человека: установление потенциальной энергии с определением его внутренних функций познания, «коридора профориентации» /6,с.33-39/ - области конкурентоспособности, наравне с определением внешних функций. Поэтому концепция развития современного образования должна содержать для Человека (А) и Общества (Б) конкретные механизмы, законодательно гарантирующие: А) приоритет фундаментальных прав и свобод человека, пересмотрев их с учетом складывающегося природно-целесообразного мировоззрения; - восстановление духовно-нравственных начал в науке и в образовании; - открытое восприятие, понимание и принятие прогрессивного мирового культурно-образовательного опыта и т.п.; Б) единство федерального и регионального образовательного пространства и стандартов на основе их конкурсного отбора по принципу новизны, научной обоснованности и практической целесообразности по: а) социальной и природной (биосферной и литосферной) обоснованности, б) экономической и экологической эффективности; - построение новых образовательных дисциплин и стандартов на идеологии планетарного экологического гуманизма (ниже устанавливаемого нами), и общечеловеческих ценностей, современных прогрессивных методах познания, принципах технологизации, информатизации, планетаризации системы образования и социальной практики.

Анализ эффективности инноваций обучающих систем и многолетний опыт работы авторов в системе профобразования приводит к идее: образовательная система должна сформировываться одновременно путем совместного функционирования (симбиоза) из ведущих универсальных научных концепций естествознания и наиболее эффективных методов общения преподавателя, как «возрожденного мастера», с молодежью, четко установившей цели, мотивы и методы своей профориентации. К ведущим мы относим концепции: системного метода в науке, самоорганизации, глобального эволюционизма (цикличности) и учет фундаментальных открытий и представлений современников: В.Степина, Э.Хамитова, А.Аустинавичюте, И.Разумовской, А.Деркач. Нобелевский лауреат Р.Сперри раскрыл механизм функционирования полушарий мозга, показал, что они равнозначны, но правое полушарие ответственно за иррациональные познавательные функции /3,4/. Уровень проявления этих функций и энергии натуры по циклу жизни студент устанавливает сам на основе цифрового анализа (см. пункт 2). Комплект функций познания формирует в его мозге адекватное мировоззрение и он становится способным проявить творчество, адекватно отражая в мозгу явления и процессы, происходящие в природе и социуме.

2. Идея планетаризации сознания и учение о возможности создания коллективного творчества в обществе представлены в трудах создателя концепции гуманистического подхода к жизни и мыслителя 20-го века Д.Радьяра. Его разработки являются продолжением идеи «гармонии сфер» античного мыслителя Пифагора (580-500 до н.э.), который развил учение о Космосе («макрокосм») как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии и числа. Наука построена на числовом основании от 1 (символизирующее Солнце) до 9 (Марс). Нас интересует его устремления гармонизировать человека («микрокосм») и человеческое бытие, органично вписав их в ритмы планет (Солнечно-планетарные циклы). Для ознакомления с внутренними характеристиками человека и построения графика изменения его энергии на протяжении жизненного цикла и изучения профессиональных закономерностей широко используется психоматрица Пифагора, которая строится по карте (календарная дата и координата) рождения /6, с.35-39/. Календарь построен по Солнечно-Юпитерианскому циклу. Д.Радъяр установил процессы соответствия космических явлений с биологическими и психологическими, «принцип синхронизации» К.Юнга, на земные сущности через циклы планет. Так, по К.Юнгу: сенсорное восприятие мира, представленная цифрами 22 (Биоэнергия) -44 (Здоровье) -66 (Трудолюбие) -88 (Надежность) и расположенная в матрице Пифагора в виде ромба (круга) означала, что человек - «мастер» дела и т. д.. Ныне символ ромба - есть знак отличия о высшем профобразовании. Символьное представление функций познания К.Юнга положено в основу науки соционики. Д.Радъяр осознал два момента, влияющих на земные процессы и жизнь: «1) время циклично, закон циклов охватывает все цивилизации и все стороны бытия; 2) западная цивилизация вступила в осеннюю фазу своего развития» /Д.Радъяр. Планеты и личности: астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002, с.190/. К.Юнг разработал основу проблем духовно-психического анализа, символическое представление структуры психики и фундаментальную типологию личности. «Сформулировал один из основополагающих принципов научной астрологии - «принцип синхронности»,...обосновал идею о том, что космические периоды не формируют судьбу, а синхронизируются с ней» /Астрологический толковый словарь.-М.:РИМЕКС, 1992, с.135/.

Итак, теория познавательного функционирования и творчества человека, основанная на исследованиях К.Юнга и Д.Радьяра, учитывает процессы соответствия космических явлений с биопсихологическими. Эта теория согласуется с учениями А.Эйнштейна и Н.Винера, И.Пригожина и А.Аустинавичюте, научным мышлениям Ф.Хайек и Э.Хамитова и др. Являясь мостом между достижениями в античности и современной науки, она позволяют полнокровно изучить процесс формирования планетарного сознания и мировоззрения.

Кратко представим научные открытия и инновации, положенные в методологические основы разработки проблем концепций образования и экологии. Это: а) универсальный функционалистский подход (функции: логика, этика, сенсорика, интуиция) в осознании субъектов природы (вместо классического-«деятельностного», основанного на функциях логики и этики). В науке функционализм принят вместе с кибернетическими закономерностями (Н.Винер, 1948г.); б) универсальное явление самоорганизации в науке. Разработана междисциплинарная наука синергетика, способная раскрыть механизм сущности всех природных процессов и явлений (И.Пригожин. Нобелевское открытие, 1977) /2,3/; в) специфика функционирования полушарий мозга (Р.Сперри. Нобелевское открытие, 1981). Оно подтвердило фундаментальность научных положений К.Юнга и Д.Радьяра, которые приняли у Пифагора целесообразность учета циклов планет и светил; г)учет элементов инстинкта и традиций (подсознания, предсознания, сознания) в процессе обучения и формирования разума и цивилизации (Ф.Хайек. Нобелевское открытие, 1983); д) разработка компьютера (США, 1976), позволяющего бурное развитие в мире информационных технологий и обмен планетарной информацией через Интернет; е) разработка соционики (А.Аустинавичюте, 1979, регистрирована в АН СССР как новое направление в науке).

Научно-методологическая обоснованность метода, содержащего симбиотическое освоение ведущих открытий естествознания, позволил изучение характеристик самотестированием: преподавателю владеть современными методами познания, а студенту - надежной профориентацией и конкурентоспособностью, показав высокую эффективность обучения. Так, апробации потока из 67 студентов ХГФ за 1998-2003 г.г. дала 200% дипломы с отличием по отношению к 11 другим факультетам БГПУ и замечательных традиций: торжественное вручение красных дипломов Ректором совместно с Министром образования РБ, организацию галереи постоянной выставки художественного творчества студентов, активизацию защиты диссертаций преподавателями и поступление в аспирантуру студентов и т. д. /4-6/. Эти примеры оказывают позитивное влияние и для других факультетов университета.

3. В современном системном подходе человек рассматривается как частица более крупной общности - социума и природы, коэволюционируясь вместе с ними, и он сам, устанавливающий собственную профессиональную предрасположенность, сохраняет свою уникальность, свободу выбора и остается личностью: имеет право на собственные мысли, чувства, вкус, воспитание и т.д.

Способность человека к планетарному мышлению при сохранении им индивидуальных качеств становится достижением науки. Ему позволяется принятие новой научной парадигмы и функционалистский подход в познании себя и причинно-следственных связей в процессе развития нравственно-экологических норм общества /2,4,5/. Новый подход является основой акмеологической научно-практической трактовки коллективам вузов при их педагогическом мышлении и функционировании. Научная обоснованность и результативность апробации приводят к важным выводам, имеющим научно-прикладное значение и утверждающим для экологии природы (1) и общества (2) следующие закономерности:

(1) - закон повышения экологической устойчивости природы за счет четко установленного разнообразия обитателей планеты путем раскрытия их социальной роли, таланта, творчества и предсознания. Эту закономерность можно называть законом экологического гуманизма;

(2) - основной демократический принцип - равенство людей, справедливость, возможность коллективного творчества во благо человека, общества и природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Г. Драйден, Д. Вос. Революция в обучении. М., Парвине, 2003, с.155, 216, 226, 429-453.
  2. Э.Х. Зиннуров, Ф.С. Файзуллин. Разрешение глобальных проблем экологии и биосферной этики через систему образования //Сб.: Материалы международного конгресса «Экочел-98», Саки, 1998, с.34-35.
  3. Э.Х. Зиннуров, Т.Х. Масалимов. Установление профпредрасположения студентов как метод развития их способностей и творчества. //Инновац. методы преподав. социальных и психологических дисциплин. Уфа, БГПУ, 2001, с.28-36, 94-104.
  4. Э.Х.Зиннуров, Т.Х. Масалимов. Возрожденный метод «мастер-класса» на базе раскрытия функции таланта и творчества как основа концепции современной образовательной системы. //Сб. 6 Межвузов. н.-п. конференции «Методика вузовского преподавания». Челябинск, ЧГПУ, (29-30.10), 2003, с. 48-53.
  5. Э.Х.Зиннуров, Г.Т. Галиев, Т.Х. Масалимов. Реализация современной концепции системы профессионального образования на «Базисе Юнга» (метод «возрожденного мастер-класса»). //Сб.: Социально-экономические и историко-правовые проблемы современного российского общества. Казань, АТиСО (КФ), 2005, с.60-64.
  6. Э.Х. Зиннуров. Мировоззренческая основа и современная концепция профессиональной образовательной системы. //Сб.: Актуальные проблемы исследования сложных систем. Уфа, РИО БИСТ, 2006, с. 30-40.