Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Planning of elective courses of professional-individual technology of teaching vital activity safety in technical university

V.I. Tomakov
It is necessary to consider elective courses as the means which helps the students to fulfill his professional duties more effectively and qualitatively in the future. These duties also include measures directed to prevention of occupational injuries and improvement of working conditions, observance of rules and norms of industrial and ecological safety.
 Одним из возможных путей улучшения качества их подготовки в области безопасности жизнедеятельности выпускников технических вузов являются элективные курсы, которые содержат, на наш взгляд, всегда самые актуальные и новые, перспективные и передовые решения и предложения для конкретной отрасли, не вошедшие в образовательный минимум учебных программ дисциплин «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология». Целесообразность введения таких курсов подтверждена всем ходом развития обучения безопасности жизнедеятельности в технических вузах и озвучена представительными совещаниями  [4].

На наш взгляд, следует выделить из существующих проблем обучения безопасности жизнедеятельности, по крайней мере, педагогическую, суть которой состоит в том,  что преподаватели в техническом вузе в недостаточной мере владеют педагогическими знаниями и умениями. Поэтому необходимость рассмотрения методической системы проектирования элективных курсов очевидна, а ее использование  будет полезным для процессов преподавания и обучения безопасности жизнедеятельности в технических вузах[1].

Традиционно принято считать, что элективные курсы - курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. Однако первый выбор осуществляется учебным заведением тех курсов, которые составят региональный (национальный) и вузовский компоненты учебных планов специальностей. Второй выбор закрепляется за студентами - из предложенного перечня курсов студенты по своему усмотрению обязаны выбрать элективные дисциплины и успешно их освоить. Но и в первом и во втором случае эти курсы позволяют сочетать базовое образование, определенное государственными образовательными стандартами с актуальной, конкретной тематикой в конкретной области знаний, сфере производства, учитывать проблемы отрасли, региона и др.

Цель курсов - формирование знаний, умений и навыков студентов по различным разделам безопасности жизнедеятельности применительно к профессиональной подготовке; подготовка специалиста,  способного реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. 

Функции. Они выполняют несколько основных педагогических и психологических функций:

  • являются  «надстройкой» курса. Тогда такой дополнительный курс переводит учебный процесс в углубленное изучение отдельных учебных дисциплин (развивающее обучение).
  • развивают содержание одного из базисных курсов[2], изучение которого в учебной программе конкретной специальности осуществляется на минимальном образовательном общепрофессиональном уровне. Это позволяет, во-первых, поддерживать изучение других необходимых учебных дисциплин (междисциплинарный подход), и, во-вторых, интересующимся учащимся удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
  • восполняют «пробелы» базисных курсов, определенных государственным образовательным стандартом специальности, поскольку они направлены на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением конкретных практических или теоретических задач в сфере безопасности жизнедеятельности по профилю подготовки, на получение дополнительных знаний, на построение единой научной картины мира, на приобретение компетентностей, востребованных на рынке труда;
  • снимают противоречие между недостатком числа часов на изучение обязательных курсов и растущей потребностью общества в расширении образовательного поля и развития компетентностей в сфере экологической и производственной безопасности выпускника инженерного вуза.

В связи с этим можно сформулировать ряд психолого-педагогических рекомендаций по конструированию элективных курсов цикла «Безопасность жизнедеятельности»[3].

Разработка любого элективного курса  должна соответствовать логике реализации содержания профессионального образования. Под этим имеется в виду [2]:

  1. Систематизация, выделение «базового ядра» информации из области безопасности жизнедеятельности, подлежащей переводу в дидактическую плоскость (дидактическая трансформация). Основная задача - установить, что и в каком объеме должно стать предметом трансформации. 
  2. Целеполагание, создание целевого проекта обучения. Этап содержит  дидактический анализ целей (первичное представление о конечном продукте) и создание целевого проекта (установление необходимых условий реализации, обеспечивающих гарантированность получения необходимого продукта). Здесь должна четко просматриваться модель специалиста.
  3. Трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактические объекты. Работа на этом этапе означает преобразование научного содержания в дидактические объекты. Этот процесс осуществляется путем анализа, обобщения, отбора, дидактического сокращения и качественной редукции материала, подлежащего трансформации. Выстраиваются отношения между методами и формами научного познания и средствами учебной коммуникации, между системой наук и структурой учебных дисциплин.
  4. Проектирование технологии изучения курса.
  5. Инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде программ, учебных и методических пособий и других материалов дидактического характера, предназначенных для преподавателей и студентов.

Концептуальный психолого-педагогический подход к содержанию. При отборе содержания элективного курса следует использовать как морфологический, так и функциональный анализ [3]. В ходе морфологического анализа на первом этапе выясняется взаимосвязь предметного содержания элективного курса с содержанием базисных курсов с  позиций: общечеловеческих ценностей, научной, профессиональной  и компетентностной. На следующем этапе проводится анализ функций учебного содержания, которое должно обеспечивать описание изучаемых объектов, процессов и явлений, их качественное объяснение; осмысление и понимание, как на теоретическом уровне, так и на уровне практического преобразования действительности.

Таким образом, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. какие факты, понятия, представления, идеи, принципы, ценности, умения и навыки, методы и виды деятельности предлагаются для усвоения учащимся;
  2. для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые знания, умения и навыки;
  3. каким образом данное содержание будет способствовать, соединяться и отвечать специализации обучения и формированию профессиональных знаний, умений,  навыков и компетентностей;
  4. какие дисциплины, темы из каких дисциплин должны быть освоены (как студентом, так и преподавателем) предварительно, перед началом изучения элективного курса;
  5. какой реальный материал должен быть подготовлен преподавателем.

Содержание и программы этих курсов должны разрабатывать ведущие преподаватели основных дисциплин цикла «Безопасность жизнедеятельности», знающие проблемы региона и той отрасли, для которой вузом готовятся специалисты. Так как элективные курсы - это всегда новое, перспективное и передовое, поэтому они используют научный уровень и профессорско-преподавательского состава.

При определении учебного содержания элективных курсов, разделов и отдельных тем и технологии бучения, необходимо учитывать, что в каждом приобретенном знании или сформированном умении должны присутствовать, как минимум, три относительно независимых компонента:

  • предметный (учащийся должен знать основные признаки изучаемого объекта, явления);
  • логический компонент знания (учащийся должен уметь решать задачу распознания отдельных частей изучаемого объекта с точки зрения логически организованной системы категорий);
  • психологический компонент знания (учащийся должен уметь планировать и реализовывать свою аналитическую деятельность, следить за ходом ее выполнения, при необходимости ее корректировать, фиксировать достижение запланированного результата, осуществлять рефлексию).

Педагогический процесс формирования содержания осуществляется на пяти уровнях [1].

Первый - уровень общего теоретического представления. Содержание образования на этом уровне выступает в виде представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.

Следующий уровень - уровень учебной дисциплины. Здесь представление о том, чему нужно учить, приобретает конкретный вид. Обозначаются те фрагменты практического опыта, которыми должен овладеть учащийся в ходе собственной учебной деятельности.

Третий уровень - уровень учебного материала - наполняются те элементы содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены в форме, специфической для разрабатываемой дисциплины на втором уровне.

На четвертом уровне действуют преподаватель и студент, и содержание образования существует уже не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения.

На последнем, пятом, уровне содержание образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности обучающегося. Это  итог всей работы.

Методы и формы обучения определяются требованиями специа-лизации обучения, возможностью развития и саморазвития личности, учитывают уровень подготовки студентов. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективных курсов таковы: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения; обучение через опыт и сотрудничество; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов); учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося,  равноправное взаимодействие преподавателя и студента).

Ведущее место в обучении отводится методам проблемно-поискового характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной  является доля самостоятельной работы студента.

Следует предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т.е. в какой-то степени моделировали бы их (профессиональное обучение).

Ожидаемый результат изучения курса означает нахождение ответов на вопросы, какие будут получены знания, умения, навыки, какие виды деятельности окажутся освоенными, какие ценности будут усвоены. Результаты обучения должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, они могут быть сформулированы так: «учащийся должен знать, иметь представление, уметь, иметь опыт».

Система контроля уровня достижений должна использовать оценку промежуточных результатов, прежде всего как инструмент положительной мотивации студента, а также своевременной коррекции деятельности, как учащихся, так и преподавателя. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/незачтено», так и по балльной шкале.

Методическая система элективного курса находит отражение в учебно-методическом комплексе: программа курса и тематический план, учебное пособие или конспект лекций в печатной и иной форме, методические рекомендации для  преподавателя, задания для самостоятельной работы.

Для реализации курса необходима развитая база информационных ресурсов вуза (библиотечный фонд научных и научно-популярных периодических изданий, автоматизированные информационно-поисковые  системы, Интернет-ресурс и др.).

Практическая полезность. Возможность постоянного обновления содержания элективных курсов служит одним из эффективных инструментов динамичной и вместе с тем эволюционной модернизации образования в области экологической и производственной безопасности. Курсы позволяют отобрать наиболее эффективные нововведения, ввести в учебные планы те из них, которые оправдывают себя [5]. Таким образом, возможно непрерывно и сообразно конкретным изменениям в окружающей среде улучшать систему обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании.

 

Список литературы

  1. Краевский В.В. Чему учить? // Вопросы образования. 2004. №3.  С.12. 
  2. Кузнецов А.А. Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. №3. С.30.
  3. Олешков М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. 2004. №6. С.31.
  4. Решение 3-го Всероссийского совещания заведующих кафедрами по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды // Приложение к журналу Безопасность жизнедеятельности. 2005.  №8. С.22.
  5. Попов В.М., Томаков В.И. Непрерывное экологическое образование // Высшее образование в России. 2005. №7. С.14.

[1] Предлагается опыт автора при разработке курсов «Безопасность строительных процессов», «Экологические проблемы в строительстве», раздела дисциплины БЖД «Психология безопасности производственной деятельности» для студентов специальности промышленное и гражданское строительство.

[2] Под базисным курсом  следует понимать те курсы, для которых проектируется элективные курсы. В данном случае это дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология».

[3] Под циклом «Безопасность жизнедеятельности» мы понимаем ряд дисциплин учебного плана специальности, объединенных общим замыслом в сфере безопасности жизнедеятельности. К таковым относятся обязательные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», предусмотренные ГОС ВПО и курсы, введенные в учебные планы вузом.