Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Из них, учитывая мнения учителей, было отобрано более сорока факторов, сильно влияющих на успеваемость, и оказалось, что существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем влияние всех остальных факторов. Этим фактором номер один является скорость чтения. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста, к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека.

Для чего необходимо оптимальное чтение?

  1. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Элементарные умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка, чтобы затем успешно включать в состав сложных умений.
  2. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
  3. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
  4. При переходе в среднюю школу увеличивается объем информации, а низкая скорость чтения не позволяет осваивать материал.

Этих примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения. Мы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Но реально ли это?

Несомненно, разные ученики обладают разным темпераментом. Но большинство учеников являются холериками и сангвиниками (более 90% учеников относятся к этим двум типам). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе. Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения порядка 120 слов в минуту.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
  2. Жужжащее чтение.
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном.
  5. Режим «щадящего» чтения. Ребенок читает одну-две строчки, затем следует кратковременный отдых.
  6. Развитие оперативной памяти при помощи зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:

- Многократное чтение;

- Чтение в темпе скороговорки;

- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Эти упражнения проводятся ежедневно.

Проведение многократного чтения:

I. Начало читает учитель. Ученики осмысливают прочитанное учителем.

II. Учитель предлагает учащимся прочитать эту же часть в течение одной минуты и отметить карандашом слово, на котором они остановились.

III. Повторное чтение этого же отрывка за то же время. Ученики сравнивают новый результат с результатом первого прочтения.

Не следует читать один и тот же отрывок более трех раз. Лучше изменить характер упражнения и на том же отрывке поупражнять артикуляционный аппарат. Для этого и предназначено чтение части текста скороговоркой. В этом упражнении повышены требования к четкости прочтения окончания слов. При этом не следует уделять большое внимание выразительности чтения. Упражнение длится не более 30 секунд.

Перед третьим упражнением ученикам дается установка читать эту же часть чуть-чуть медленнее, но выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть, при этом учитель их не останавливает. Они переходят к следующей, незнакомой, части и, к всеобщей радости, продолжают читать в заданном темпе.

Надо стимулировать учеников. Для этого необходимо проводить замеры и записывать результат в дневник. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям. Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют детям быстро выполнить норматив техники чтения.