Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время рынок стоматологических услуг интенсивно развивается, несмотря на сохранение кризисных явлений в экономике. Средний темп роста в стоматологии составляет около десяти процентов, что значительно выше большинства подотраслей здравоохранения. В тоже время сохраняется ведущее значение фактора конкуренции, в особенности на ценовых сегментах. Перед многими стоматологическими клиниками стала первостепенной проблема выживания на рынке стоматологических услуг. Это связано с потерей конкурентных преимуществ в посткризисный период. Между тем в научных исследованиях данной проблеме не уделяется должного внимания. Почти отсутствуют научные результаты доступные для эффективного практического применения в сфере стратегического управления конкурентоспособностью стоматологических услуг.

Проблема прогнозирования инновационного развития конкурентоспособности услуг стоматологических клиник заключается в оценке перспективных последствий от реализации альтернативных сценариев развития конкурентных преимуществ на основе инноваций. Эти сценарии должны обеспечивать в будущем целевой уровень конкурентоспособности в условиях исходной неперспективной ситуации.

Переход от ситуации неконкурентоспособности к ситуации конкурентоспособности не может быть одномоментным. Он требует значительных временных и денежных затрат, связан с разработкой и реализацией соответствующих инвестиционных проектов, наличием стоматологических инноваций, способных привести к достижению целевого уровня конкурентоспособности в рамках располагаемых ресурсов клиники. При этом требуется выдвижение рациональных гипотез о перспективных тенденциях изменения конкурентной среды для снижения рыночной неопределенности.

Выявление ситуации неконкурентоспособности стоматологических услуг производится, как правило, на основе параметрического подхода. Этот подход основан на сравнении соотношений цены и качества услуг-конкурентов. Количественным показателем качества служит характеристика степени соответствия фактических свойств услуги рыночным требованиям к данному соотношению - норма потребительной стоимости (НПС). Результатом сравнения является конкретное значение индекса конкурентоспособности. Если индекс меньше единицы, услуга является неконкурентоспособной. В существующих научных работах, посвященных исследованию проблемы конкурентоспособности стоматологических услуг, рассмотрение вопроса ограничивается, как правило, анализом индекса товарно-ценовой конкурентоспособности, позволяющего сравнивать аналогичные стоматологические услуги по уровням качества ценовых и неценовых свойств с учетом ценовой эластичности исследуемых сегментов рынка и уровня значимости ценовых факторов в пирамиде стоматологических потребностей. Между тем, данный индекс не дает ответа на вопрос об интегральном воздействии на потребителей конкурентоспособной стоматологической услуги, не учитывает степень ее рыночного проникновения, совокупную товарную «массу потребительной стоимости» (МПС), имеющую приоритет у потребителя. Так, например, новая конкурентоспособная услуга может предоставляться в небольшом объеме ввиду низкого производственного потенциала клиники и проигрывать в конкуренции за объемы сбыта услугам аналогам клиник конкурентов.

Количественной характеристикой (индексом) рыночной конкурентоспособности целесообразно, на наш взгляд, считать относительную массу потребительной стоимости, то есть отношение произведений нормы потребительной стоимости на производственную мощность стоматологической клиники. Не столько развитие качества услуг, сколько развитие объемных характеристик может обеспечить рыночную конкурентоспособность стоматологических услуг. Успех в конкуренции производственных потенциалов клиник является зачастую решающим фактором конкурентоспособности. При низком производственном потенциале, руководители клиники должны выбрать стратегическое направление развития конкурентоспособности услуг: сделать акцент на развитии производственного потенциала или продолжать совершенствовать качественно-ценовые характеристики услуг, а может быть, избрать комбинированную, дуальную конкурентную стратегию развития - рациональное сочетание обеих альтернатив. Рассмотрим ключевые особенности первой стратегии, составляющей главную цель исследования в данной работе.

Для прогнозирования производственного потенциала клиники, то есть максимально возможного объема предоставления стоматологических услуг в натуральном или стоимостном выражении, на наш взгляд, наиболее подходит метод системной динамики, основанный на применении агрегированных информационно-логических моделей «затраты - выпуск», предусматривающих макромоделирование зависимости производственного потенциала (выпуска) от факторов производства.

Наиболее распространенным и доказавшим свою эффективность на практике является метод производственных функций (ПФ). Применение коэффициентов эластичности по ресурсам приводит к ПФ степенного вида, факторами производства в которых являются объем основных производственных фондов (ОПФ), объем трудовых ресурсов и инновационный фактор, представленный так называемой технологической функцией, отражающей динамику роста качества факторов производства.

Вектор-функция ресурсов и инноваций называется сценарием развития конкурентоспособности услуг на перспективу. Сценарий развития ресурсов (факторов производства) отражает принятую клиникой стратегию экономического роста. ПФ описывает стратегию экстенсивного роста, если не предусматривает изменение качества ресурсов, то есть фондоотдачи и производительности труда, процесс развития клиники не предусматривает введение инноваций в стоматологические услуги и технологию их предоставления. Как известно, современный высоко конкурентный рынок стоматологических услуг требует инновационной стратегии экономического роста. Инновации рассматриваются как важнейший фактор конкурентоспособности стоматологических услуг. В этом случае следует выбирать ПФ, включающую в свою структуру технологическую функцию, учитывающую рост качества факторов производства в процессе внедрения инноваций в технологии предоставления стоматологических услуг.

Технологическая функция представляет собой инновационную стратегию увеличения качества ресурсов. Наиболее распространена модель инновационной стратегии экспоненциального вида. В ней учитывается темп технологических инноваций, ведущий к росту объемов производства стоматологических услуг, имеющих конкурентоспособное соотношение ценовых и неценовых характеристик

Сценарий развития конкурентоспособности услуг клиники называется инновационным, если темп технологических инноваций положителен. Инновационный сценарий ведет к росту производительности труда, увеличению фондоотдачи, росту качества услуг. Прогноз траектории роста производственного потенциала служит основой для прогнозирования динамики конкурентоспособности услуг стоматологической клиники при различных предположениях о стратегии экономического роста целевого конкурента.

Практическая значимость изложенного подхода заключается в выявлении наиболее предпочтительного направления вклада ресурсов клиники в обеспечении устойчивой конкурентоспособности в будущем.