Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Характерная проблема социализации ребенка в дошкольном возрасте - это содействие ему в идентификации. Педагогическими аспектами социализации ребенка являются обучение, дальнейшее воспитание и развитие. Ее особенности - это адаптация к среде, приобретение навыков трудовой деятельности; утверждение в перспективе профессиональной деятельности. Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т.д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п. Поэтому нами была поставлена следующая задача. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, а гораздо важнее, чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей людей в них. Так усиливается и нравственный аспект - трудиться. Относиться к труду можно по-разному, и от этого зависят и результат труда, и отношение людей к конкретному человеку. Расширяя в детях творческие и интеллектуальные способности через систему знаний, формируем представления детей о труде взрослых. Обращаем внимание детей на значимость каждой профессии через дидактические игры, игры с предметами, настольно - печатные игры, словесные игры; сюжетно- ролевые игры; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы русских и зарубежных авторов. Заслушиваем с детьми рассказы из их личного опыта. Говоря о труде, о профессиях, используем малые фольклорные формы; стараемся донести до детей любовь, уважение к результатам трудовой деятельности человека независимо от его возраста. В повседневной жизни внимание детей обращается на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского сада, родителей. Несколько бесед посвящаются теме о происхождении профессий: Когда и почему появились на Земле разные профессии? Появляются ли новые профессии и почему?; Почему люди выбирают для себя ту или иную профессию?; Что нужно делать, если хочешь стать строителем? (машинистом, ученым и т.д.). С подгруппой детей проводятся дидактические игры. Например, «Где какая нужна профессия», «Строим новый город», «Кому, что нужно для работы?» - где формируются представления о профессии, потребности в ней. Сюжетно - ролевые игры так же служат аналогичной цели. При ознакомлении детей с трудом взрослых, со значимостью их труда, нами были использованы следующие методы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ (уяснение детьми внешних признаков), казуальный анализ (причинные связи и зависимости между признаками), сравнение, моделирование и конструирование, решение логических задач, экспериментирование и опыты. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности: игровые приемы, сюрпризные моменты и элементы новизны. Методы и приемы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности: перспективное предметное планирование, опосредованное переключение детей на другую деятельность. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире: повторение, упражнение, наблюдение, экспериментирование, опыты, обобщенный ответ, повторное выполнение задания, ситуация выбора. Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребенка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретая чувство уверенности. Уменьшается опасность невыживания в отсутствие взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию. Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. И, наконец, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту. Реализация программы, ориентированной на приобщение дошкольников к труду как социальной деятельности, требует особой педагогической технологии. Это обусловлено сущностным отличием приобщения личности к системе ценностей от процесса передачи готовых знаний: чтобы ценность стала личностно значимой, к ней нужно приобщиться, ее нужно пережить. Поэтому приобщение к труду как ценности возможно лишь в условиях особого характера общения, где нравственные ценности не навязываются взрослыми, а естественно присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду взрослых.