Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Возвращаясь к проблемам валеологии, в первую очередь необходимо сформулировать собственно суть таковых проблем. Истекающее десятилетие, ознаменовавшее собою не только начало XXI века, но и второго тысячелетия новой эры, поставило перед нашими современниками - очевидцами и участниками событий «эпохи перемен» множество трудноразрешимых вопросов. Среди прочих факторов следует обратить внимание на смену идеологических ориентиров общественного устройства новой России. Рискнем повторить дискутабельный ныне тезис о том, что во многих отношениях таковую смену можно признать прогрессивной. Однако, как это нередко случается в подобных исторических условиях, среди добрых перемен под вывеской передового и прогрессивного может скрываться давно забытая, покрывшаяся плесенью идеология эпохи средневековья. Она обновляется выдернутыми из контекста современных естественнонаучных достижений фактами и, приукрашенная таким образом, внедряется в сознание людей. Людей, еще не привыкших критически анализировать печатное слово и по устоявшейся привычке слепо верящих в научность излагаемых "аксиом".

Вспомним содержание предмета гигиены: это наука о здоровье, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и социальных условий на организм человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение возникновения заболеваний и создание условий, обеспечивающих сохранение здоровья. Иными словами, гигиена в традиционном понимании классической медицинской науки, философии (не будем забывать тот факт, что основоположники медицины, а равно и гигиены - Гиппократ, Абу-Али ал Хуссейн ибн Абдаллах ибн Сина и многие их современники, ученики и последователи были не только врачами, но учеными-энциклопедистами, философами, историками, педагогами), педагогики представляет собой науку о здоровье, здоровом человеке и, в конечном счете, - науку о принципах, способах и методах сохранения здоровья. Именно поэтому она опирается на достижения смежных естественнонаучных дисциплин, таких как анатомия, биология, химия и биохимия, физика и биофизика, физиология, генетика, психология, экология, рассматривая человека как единую функциональную биосистему. Гигиена явилась единым корнем дерева, ветви которого выросли в самостоятельные ныне научные дисциплины в области биологии и медицины. Одним из предметов рассмотрения гигиены служит здоровый образ жизни как важнейший, быть может, фактор сохранения здоровья, причем формулировка определения термина «здоровье» совершенно однозначно определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов (согласно трактовке Всемирной Организации Здравоохранения). Что добавить к этому? Отсюда вышли многочисленные направления - разделы гигиенической науки. Таковы принципы отечественной профилактической медицины, базирующейся на классических трудах М.Я. Мудрова, Г.Я. Захарьина, А.А. Остроумова, А.П. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, С.П. Боткина и др. Одним из первых российских учебников гигиены стал фундаментальный труд А.П. Доброславина «Гигиена, курс общественного здравоохранения». Профессор Ф.Ф. Эрисман назвал гигиену наукой об общественном здоровье: «Лишите гигиену ее общественного характера, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся...».

И вдруг, подобно грибу после дождя, без тени сомнения отодвигая в сторону ставшие в одночасье «неактуальными» достижения отечественных и зарубежных гигиенистов, в учебных программах педагогических ВУЗов (заметьте, не медицинских, а именно педагогических) появилась юная, неведомая прежде никому, но имеющая уже достаточно зрелые формы и претендующая на роль истины в последней инстанции «наука о здоровом человеке» - валеология. Примечательно, что одной из главных задач этой науки становится внедрение в сознание ребенка под маской заботы о духовном здоровье человека всевозможных околонаучных представлений, в основе которых - мистика, примитивные суеверия, элементы идеологии оторванных от своей исходной философской почвы оккультных учений религиозных сект. Налицо прямое внушение и внедрение в неокрепшее сознание детей свободно трактуемых положений кармических учений кришнаитов, мунистов, сайентологов и т.п. Достаточно привести перечень подобных изданий по валеологии: Татарникова Л.Г. «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития». - СПб.; Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. «Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов». -СПб.; «Валеология человека. Здоровье, любовь - красота». В 5 т.-СПб.; наконец, рекомендованный министерством образования РФ учебник Б.Н. Чумакова «Валеология. Избранные лекции». - М. Как понимать, например, содержащуюся в такого рода литературе посылку, что «в основу педагогической валеологии нами положены идеи единого закономерного мирового процесса, так как они наиболее адекватны современной антропокосмической картине мира, герметической философии (универсальная система знаний, философия постижения человеком глубинной философии самого себя и Вселенной, фундаментом которой являются семь герметических принципов «Изумрудной скрижали» Гермеса...»[!])? Наука и тысячелетний опыт познания человечеством сущности окружающего мира не нужны более? С нашей точки зрения, широкое распространение подобных учений в последнее время не случайно: нестабильность политическая и экономическая в предыдущие десятилетия, отсутствие уверенности в завтрашнем дне порой вынуждают человека искать утешение, душевную опору в мистике, «нетрадиционности», паранаучных изысканиях. Собственно, на поставленный выше вопрос уже давно дал ответ К.Маркс, тонко подметивший закономерность широкого увлечения спиритизмом в Европе начала 50-х годов XIX столетия: «Незадолго до того, как начали плясать столы [выделено нами], в Китае, в этой живой окаменелости, началось революционное брожение...» (Китайские дела.- К. Маркс, Ф. Энгельс. - Собр. соч.-М., 1956.-Т.15.-С.529).

По мнению нашего современника, известного философа А.Кураева, подобная литература показывает поразительную беспомощность в области религиоведения, содержит массу откровенных профанаций, непроверенного материала и, что особенно настораживает, призывы к религиозной практике вовлечения детей в некий новый духовный опыт «сверхвозможностей» взаимодействия с «духами космоса», созидания на Земле новой, «шестой» расы сверхчеловека с оккультно-экстрасенсорными возможностями.

Может быть, в этом и состоит главная проблема валеологии? Не стоит ли напомнить о значении гигиены как истинно научной дисциплины о здоровье - здоровье физическом, здоровье духовном и здоровье социальном? Более того, следует акцентировать внимание студентов высших учебных заведений педагогического профиля на углубленном изучении гигиены детей и подростков, в особенности вопросов школьной гигиены, не подменяя последние сомнительными «достижениями» валеологии. Валеология, безусловно, имеет право на существование, однако на строго научной основе в качестве составной части гигиены - древнейшей из наук о здоровье человека.