Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Основной макроэкономический показатель субъектов Российской Федерации в виде валового регионального продукта, характеризующий результаты экономической деятельности регионов, тесно связан и во многом определяется сферой услуг, поскольку:
  • подавляющая часть валового регионального продукта производится и именно в этой области хозяйственной деятельности;
  • сфера услуг, как экономический транслятор, осуществляет продвижение товаров от реального сектора производства до конечного потребителя, а рост покупательской способности населения является мощным мультипликатором развития многих других отраслей;
  • современное развитие сферы услуг во многом предопределяет важнейшую социальную функцию обеспечения занятости населения, ибо в целом по Российской Федерации в ее отраслях сегодня работает более 60% всего занятого населения страны. [1]

Учитывая выше изложенное становится очевидным необходимость более пристального внимания со стороны Правительства к данной сфере с целью выявления возможных резервов регионального производства.

При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие возможные угрозы:

  • зависимость конъюнктуры рынка услуг, темпов и пропорций его развития от внешних макроэкономических и социальных условий и факторов, в их числе - сохранение низкой покупательной способности значительной части населения Ставропольского края, высокая инфляция и импортная зависимость рынка, особенно непродовольственного;
  • частная собственность предприятий сферы услуг, при которой выполнение основных задач будет лимитироваться возможностью выделения денежных ресурсов из бюджета Ставропольского края;
  • необходимость соблюдения приоритета федерального законодательства и недостаточность региональной нормативно-правовой базы. Многие правовые проблемы развития потребительского рынка и услуг Ставропольского края из-за пробелов и недостатков в федеральном законодательстве могут явиться препятствием в достижении целей стратегии развития региона или отодвинуть их срок;
  • финансовые возможности бюджета Ставропольского края.

Вместе с тем, Ставрополье - это край природных контрастов. Здесь обширные равнины сменяются полупустынями и даже пустынями с одной стороны, а с другой - полупустыни переходят в плодородные Ставропольские степи или же в предгорную полосу. Ставропольский край - край высокоразвитого сельского хозяйства, где выращивают высококачественную пшеницу, виноград, фрукты, овощные и бахчевые культуры, производят мясо, молоко, шерсть. Край богат общераспространенными полезными ископаемыми, а так же нефтью и газом. Известен он гидротермальными водами, лечебными источниками и грязями, которые в большом количестве находятся на Кавказских Минеральных Водах. Мягкий климат, комфортабельные здравницы, неповторимая красота природы городов Ставрополья влекут сюда многих отдыхающих, что является огромным потенциалом для дальнейшего развития региональной сферы услуг [2, 3].

Среди основных, наиболее приоритетных, направлений развития региона, на наш взгляд, следует выделить следующие:

  • государственная координация и правовое регулирование в сфере услуг путем участия в разработке Федерального законодательства, принятия и реализации нормативно-правовых актов, разработку и реализацию целевых и ведомственных программ, конкретизирующих стратегию развития региональной сферы услуг;
  • обеспечение доступности рынка услуг в цивилизованных формах его организации, пропорционального развития всех его элементов в городских округах и муниципальных районах края путем развития и совершенствования его инфраструктуры, развития фирменной торговли местных товаропроизводителей, комплексного развития предприятий сферы услуг в отдаленных сельских населенных пунктах, создания условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции и ликвидации стихийной торговли на территории края;
  • создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции путем декриминализации сферы услуг, легализации теневого оборота, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукции в отрасли, создания доступной для населения региона организационной системы защиты прав потребителей, организации консультативной и юридической помощи;
  • развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе для увеличения занятости и повышения уровня благосостояния населения края путем увеличения его структурных секторов, таких как: санаторно-курортное лечение, гостиничный и ресторанный бизнес, туристско-экскурсионный, медицинско-оздоровительный комплекс, сектор физической культуры и спорта;
  • развитие торговой деятельности потребительской кооперации путем совершенствования системы общественного питания, увеличения доли продукции собственного производства в розничном обороте, организацию закупок у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов и др., расконсервации и включения раннее закрытых предприятий сферы услуг, организации предприятий по хранению, переработке, расфасовке и предпродажной подготовке товаров региональных производителей и продукции, закупаемой у населения;
  • формирование механизма социальных гарантий и регулирования цен в сфере социально значимых товаров и услуг путем введения элементов государственного ценообразования, реализации принципа частно-государственного партнерства, разработки и реализации социально-значимых инвестиционных проектов в части создания сети обслуживания льготных категорий населения региона;
  • обеспечение доступности товаров местных производителей в торговую сеть края путем организации ими собственных товаропроводящих сетей и повышения качества, расширения ассортимента производимых в регионе товаров и услуг, развития фирменной торговли и ярмарочной деятельности;
  • разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников сферы услуг;
  • содействие развитию сферы услуг на территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, в области внедрения высокотехнологичных форм торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Решение этих задач, благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы в крае, позитивная динамика основных макроэкономических показателей Ставрополья, а также устойчивый рост реальных располагаемых денежных доходов населения регионов позволят смягчить воздействие кризиса на экономику региона и обеспечить безболезненный выход из него.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российский статистический ежегодник. - М. : Росстат, 2008.
  2. Ставропольский край в цифрах. - Ставрополь: Комстат СК, 2007.
  3. Ставропольский край и его регионы. - Ставрополь: Комитет Госстатистики, 2008.