Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTELLECTUAL ACTIVITY OF THE REGION: MANAGMENT OF ECONOMICAL EXPANTION

Nikitenko S.M. Patrakova L.P.
Patent portfolios of enterprises and regions is a parameter of a skill level of experts and of innovative potential which promote increase of market cost of the enterprises, investment appeal of regions and of formation of new sectors of economy. On basis of authors the researches the regional multifactorial model of management of the intellectual property objects as a basis of diversification of economy is developed and necessity of formation of missing and development of existing elements of a regional infrastructure is proved.
В современных условиях интеллектуальный капитал наряду с природными ресурсами становится составной частью национального богатства, важнейшим фактором экономического развития регионов. Это обусловлено тем, что перспективы роста в добывающих отраслях ограничены запасами природных ресурсов, а, с другой стороны, требуется все более возрастающие объемы инвестиций в этот сектор. В этих условиях единственным направлением, обеспечивающим ускоренный рост экономики, является диверсификация ее структуры: опережающее развитие перерабатывающих (в первую очередь высокотехнологичных) и наукоемких секторов, а также сферы услуг при соответствующем снижении доли добывающих отраслей.

Ценность природных ресурсов нашей страны по оценкам Российской академии наук составляет не менее 30 триллионов долларов США, а ежегодный объем природной ренты, по различным оценкам, составляет от 20 до 50 млрд. долларов США [1]. Принимая понятие «природная рента» как доход, образующийся вне прямой зависимости от деятельности предприятий, добывающих природные ресурсы, а за счет уникальных свойств самих месторождений полезных ископаемых, принадлежащих государству, логично предложить сформировать некую систему, позволяющую преобразовывать капитал, получаемый от эксплуатации природных ресурсов в инвестиции, способствующие созданию экономики, базирующейся на знании. На эту тему в экономической литературе описано немало механизмов, способствующих переведу «избыточных» средств из одного сектора экономики в другой, излагается возможная роль промышленных бизнес-групп и органов власти, рынков частного капитала и создаваемых венчурных фондов. И во многом от их скоординированных действий зависит, превратятся ли в инновационный продукт существующие в России запасы интеллектуального капитала, или останутся складом идей, научных отчетов, неиспользуемых патентов.

В настоящее время уровень капитализации доходов от интеллектуальной собственности в России, накопленной за 13 лет действия Патентного закона Российской Федерации, составляет не более 2 процентов [2]. Именно поэтому формирование и развитие систем управления объектами интеллектуальной собственности (СУ ОИС) напрямую связано с основными стратегическими целями государственной политики, диверсификацией экономики регионов.

Проведенное авторами статьи исследование состояния патентной защиты и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Сибирском федеральном округе (СФО), который включает 16 регионов РФ, показало, что Кемеровская область входит в состав определяющих изобретательскую активность, занимая ведущие позиции по количеству поданных заявок на все виды промышленной собственности. Ежегодно заявителями из Кузбасса подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам более 250 заявок на изобретения и от 80 до 100 и более заявок на полезные модели. За период 2000-2006 г.г. в Кемеровской области в общей сложности поданы в РОСПАТЕНТ 1631 заявка на изобретения и 612 заявок на полезные модели. При этом в Кемеровской области в 2006 г. были использованы в производстве только 50 изобретений, 15 полезных моделей и всего один промышленный образец. В 2005 г. были «материализованы» лишь 32 изобретения.

С другой стороны, исследования свидетельствуют о высоком изобретательском и инновационном потенциале региона, грамотное управление которым на системной основе предполагает получение вполне определенных экономических преимуществ. Всего в исследованием были охвачены 92 предприятия и организации региона, патентующих свои разработки. Из анализа следует, что более половины (52%) патентов получили образовательные учреждения, где сосредоточен основной научный потенциал региона. Создаваемые ими ОИС часто основаны на новых фундаментальных исследованиях и могут относиться к области высоких технологий, способных создать прорывные направления и формировать новые секторы экономики региона. Но, как правило, ВУЗы не имеют достаточных средств на процесс коммерциализации ОИС, без чего невозможна их передача в производство и затруднена продажа лицензий.

В процессе обработки результатов исследований авторами отмечены перспективные, по их мнению, отрасли, которые практически не участвуют в процессе создания и внедрения ОИС (доля каждой из них составляет менее 1% в общем количестве патентуемых инноваций), а также выявлены тенденции, характерные для регионального рынка лицензий.

Согласно сформированной карте интеллектуальной активности в Кемеровской области (рис. 1), наибольшее число патентов на изобретения имеют организации, расположенные в Новокузнецке - 60 % и Кемерове- 35 %, далее с большим отрывом Юрга - 1 %, Междуреченск - 2 % от общего числа. Доля организаций других муниципальных образований не превышает 2 %. Формирование карты активности позволяет сделать вывод о неиспользовании потенциала районов Кемеровской области и диспропорции региональной инфраструктуры создания и защиты ОИС.

Проведенные исследования состояния рынка лицензий показывают слабую лицензионную активность (менее 5 % от количества договоров по Сибирскому федеральному округу) и отсутствие инновационной политики, направленной на развитие рынка передовых технологий, защищенных патентными правами.

В ходе исследования выявлены следующие тенденции, характерные для регионального рынка лицензий:

  • наибольшая активность в заключении всех видов договоров у негосударственных организаций, что в настоящих экономических условиях при нехватке средств и высококвалифицированных кадров на разработку собственных инноваций вполне оправдано;
  • высокая активность физических лиц в качестве передающей стороны, что является наилучшим способом реализации своих инноваций;
  • наименьшая активность в лицензионном обмене инновациями государственных организаций, которые имеют высококвалифицированные кадры (особенно НИИ и вузы) и получают почти половину патентов в регионе, но чаще всего не имеют средств на подготовку созданных инноваций к реализации, без чего невозможна их передача в производство;
  • наибольший объем соглашений по договорам неисключительной лицензии, что соответствует тенденциям в России и означает потребность в более полном использовании прав на ОИС, однако не соответствует мировым тенденциям - в условиях сильной конкуренции лицензиат стремится приобрести исключительную лицензию, чтобы максимально оградить рынок от конкурентов;
  • малый объем закупки лицензий на технологии иностранных фирм (практически единичные случаи), которые имеют высокую степень проработки и подготовки для реализации в производстве.

Рис. 1. Карта интеллектуальной активности региона


Задачи управления интеллектуальной собственностью в целом включают выявление ОИС в соответствии с принятой стратегией бизнеса, а также выбор оптимальной формы их правовой охраны и эффективное использование [3]. Таким образом, основной задачей региональной инфраструктуры управления ОИС является эффективная система выявления, защиты и реализации объектов интеллектуальной собственности в интересах развития экономики региона.

На основе итогов проведенного исследования авторами разработана региональная многофакторная модель управления объектами интеллектуальной собственности (рис. 2). В работе применен системный подход с формированием структурно - элементного состава объекта через поэтапное построение модели «черного ящика» (для выявления входных и выходных переменных состояния системы, которые в каждый момент времени отражают всю информацию об ее функционировании), построение модели состава и модели структуры объекта (с применением алгоритма обработки матрицы смежности) [4]. Предприятия и организации, как элементы региональной СУ ОИС, были классифицированы на три множества: 1-й класс - без патентных служб; 2-й класс - имеющие патентные службы и осуществляющие услуги по защите ОИС; 3-й класс - осуществляющие услуги по коммерциализации ОИС.

Рис. 2. Региональная многофакторная модель управления объектами интеллектуальной собственности

Предложенная модель управления отражает основные этапы и подсистемы формирования и коммерциализации ОИС, выработки управляющих решений. Многофакторность модели предопределена тем, что она отражает влияние окружающей среды ; результативные показатели системы управления ОИС; сформированные управляющие решения, в т.ч. на уровне региона  .

Подсистема управления ОИС отражена введением элементов контроля (мониторинг формирования ОИС на уровне региона), экспертизы (Экспертный совет), выработки управляющих воздействий на уровне региона (Совет по управлению ОИС при органах исполнительной власти).

Входные воздействия  и выходные показателями  в системах контроля, в элементах и подсистемах аккумулируются в измерителях информации и подаются в подсистему выработки управляющих решений, в которой находится сравнивающий элемент для выявления проблемных ситуаций (табл. 1.). Выбор желаемого состояния системы для аналитического мониторинга определяется выходными показателями системы , по которым осуществляется сравнение с желаемым (заданным) показателем в блоке сравнения. Если  для данного объекта управления выявляется проблемная ситуация, формулируется цель и ограничения (финансовые, временные, кадровые, организационно-методические) для определения путей выхода из проблемной ситуации. Определение желаемого состояния системы обуславливается задачами экономического развития на данном этапе. Управленческие решения (в виде законодательных и нормативно- правовых актов, постановлений, программ и др.) реализуются в специально сформированных структурах и требует участия специалистов, имеющих необходимые знания, опыт и соответствующие полномочия.

Таким образом, систему управления объектами интеллектуальной собственности можно представить как совокупность воздействий на процесс формирования и коммерциализации ОИС, включающих мониторинговую часть для контроля изменения параметров системы (сбор, оценка текущего состояния объекта и выявление проблемных ситуаций) и управляющую часть, включающую выработку и реализацию целенаправленных воздействий на объект для достижения поставленной цели.

В рамках реализации системы управления ОИС предлагается создание недостающих и развитие существующих элементов региональной инфраструктуры, обеспечивающих следующие функции: ситуационный анализ и мониторинг ОИС; консалтинг; образовательная, научно-методическая, правовая, информационная, финансовая поддержки.

При функционировании СУ ОИС достигаются различные виды эффектов: экономический; экологический и социальный; научно-технический и синергетический. Эффективность управления определяется показателями системы, если наблюдается их устойчивый прирост. При этом, объемы обмена инновационными технологиями по лицензионным договорам являются показателем научно-технического и экономического потенциала регионов, портфели ОИС - стратегическим региональным активом, основой диверсификации их экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Глазьев С. Ю. http://www.rodina-duma.ru/
  2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. Учеб. Пособие. - М: Дело, 2003. 512 с.
  3. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
  4. Симонов Б.П. Патентной системе страны -50 лет //Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2005. № 9. С. 5-8.