Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FORMATION AND DEVELOPMENT OF CORPORATE INFORMATIONAL SYSTEMS MARKET IN RUSSIA

Mishcheryakov V.V.
The article reveals the tendencies and the main directions of the enterprise management systems development in Russia. The evolution of the corporate informational systems and requirements to them were also analyzed in the article. The comparison of the management systems development in Russia and abroad was made.
Рынок корпоративных информационных систем начал формироваться в начале 90-х годов, когда в стране началась либерализация экономических отношений. Тогда же на рынке появились первые коммерческие разработки российских софтверных компаний, а также решения зарубежных компаний, предназначенные для обеспечения комплексного управления ресурсами предприятий. И тогда же подобные системы стали называться корпоративными информационными системами[1].

На данный момент на рынке корпоративных информационных систем России одними из основных тенденций являются: интеграция отечественных и зарубежных систем; рост интенсивности конкуренции российских разработчиков корпоративных информационных систем; рост интенсивности конкуренции в сегменте средних предприятий; следование общемировым тенденциям в сфере развития рынка корпоративных информационных систем; переход систем российской разработки к стандарту MRP II.

В конце 90-х годов вопрос соответствия стандарту MRP II для российских корпоративных информационных систем был достаточно актуальным, так как подобное соответствие позволяло им конкурировать с системами западных разработчиков на уровне общепринятого стандарта. Ряд российских компаний заявляли, что в течение 2-3 лет они планируют доработать свои системы до соответствия стандарту MRP II. Однако в связи с тем, что концепция ERP постепенно утрачивает свою актуальность, соответствие зарубежным стандартам перестает давать значительное конкурентное преимущество российским поставщикам и конкурентная борьба будет смещаться в сторону таких направлений, как:

  • интеграция с зарубежными системами;
  • удовлетворение специфических потребностей заказчика;
  • гибкость и масштабируемость системы и др.

Сегодня многие предприятия внедряют западные корпоративные системы для решения определенных задач бизнеса, успешно интегрируя их с ранее установленными отечественными системами. Сейчас большинство разработчиков информационных систем делают акцент на уровень качества системы, уровень ее поддержки, квалификации специалистов и на долговременное сотрудничество с заказчиком[2].

Соревнование с внешними конкурентами будет вестись с использованием таких преимуществ, как более полная функциональность финансовых и кадровых модулей, более выгодное соотношение «цена/качество», возможность интеграции с приложениями зарубежных разработчиков, создание смешанных корпоративных информационных систем, сочетающих преимущества отечественных и зарубежных корпоративных информационных систем.

Следование мировым тенденциям проявляется прежде всего в области электронной коммерции и приложений по управлению взаимоотношениями с клиентами. На данный момент эти функции реализует большая часть систем российских разработчиков, однако по своим функциональным характеристикам российские приложения e-business и CRM значительно уступают западным. Помимо этого спрос на данные приложения со стороны заказчиков пока не высок.

В целом российский рынок корпоративных информационных систем сегодня разделен между западными и российскими корпоративными информационными системами не по отраслевому признаку, а по величине предприятий. Большинство пользователей крупных западных корпоративных информационных систем - это крупные отечественные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности, машиностроения и т.п. Лишь небольшое число российских поставщиков имеют подобные контракты.

В ближайшее время основная конкурентная борьба будет происходить между корпоративными информационными системами для предприятий среднего бизнеса. На российский рынок уже вышло несколько западных разработчиков ERP-систем, которые ориентированы на поставку решений для предприятий среднего бизнеса. В этот же период многие российские разработчики значительно увеличили функциональный состав своих корпоративных информационных систем, что также позволило им выйти на рынок компаний среднего бизнеса.

Еще одним игроком на рынке корпоративных информационных систем для среднего бизнеса являются крупные западные разработчики (SAP, Oracle, Baan), имеющие более «легкие» версии своих ERP-систем, которые могут быть внедрены гораздо быстрее, чем изначальные версии, и стоимость которых значительно ниже[3].

На сегодняшний день основными причинами внедрения интегрированной корпоративной системы на предприятии являются следующие (в порядке убывания упоминания пользователями систем):

  • отсутствие реальной интеграции данных;
  • недостаток функциональных возможностей существующей информационной системы;
  • увеличение объема бизнес-операций;
  • требования международной отчетности;
  • необходимость аналитической обработки данных;
  • несоответствие стандартам MRP/ERP;
  • трудоемкая индивидуальная технология сопровождения собственной информационной системы.

Среди основных причин неудачных внедрений корпоративных информационных систем поставщиками решений прежде всего отмечены (в порядке убывания упоминаний):

  • неготовность компании к изменениям;
  • недостаточный уровень управленческих знаний у руководящих специалистов заказчика;
  • отсутствие реальной потребности в системе со стороны заказчика;
  • внедрением занимается только собственный ИТ-отдел;
  • размытость целей и задач проекта, нечеткая формулировка потребностей заказчиком;
  • отсутствие или слабая поддержка проекта руководством компании;
  • сокращение бюджета в ходе внедрения.

Большинство перечисленных причин неудачных внедрений относятся к проблемам менеджмента предприятия и готовности к принципиальным изменениям не только на уровне использования информационной системы, но и на уровне организационной структуры и бизнес-процессов[4].

Критерии и сроки выбора корпоративных систем

Практика внедрения корпоративных систем на российских предприятиях в течение последних десяти лет выявила ряд общих факторов, которые необходимо учитывать при выборе поставщика. В первую очередь к ним относятся:

  • полнота функциональных возможностей систем;
  • уровень реализации функциональных модулей систем;
  • стоимость и продолжительность внедрения;
  • влияние системы на бизнес и бизнес-процессы предприятия;
  • эффективность использования системы на предприятии.

Основными критериями выбора зарубежных корпоративных информационных систем, по мнению поставщиков, являются известность и функциональные возможности систем, а стоимость и требования к аппаратному обеспечению в качестве значимых факторов выбора поставщиками не рассматриваются.

При выборе корпоративной системы управления такого масштаба заказчики (обычно это крупные холдинги) больше заинтересованы в эффективности оптимизации бизнес-функций и, как правило, готовы к большим затратам на лицензии и внедрение[5]. Кроме того, сам факт внедрения корпоративной системы управления от крупного западного разработчика может увеличить рыночную стоимость / привлекательность предприятия для инвесторов.

Основными критериями при выборе российской корпоративных информационных систем пользователи считают функциональные возможности, стоимость и гибкость системы. Наименее значимые факторы - требование к аппаратному обеспечению и масштабируемость.

Что касается сроков выбора корпоративной информационной системы, то, согласно данным Market-Visio/EDC, средний срок выбора зарубежной корпоративной информационной системы составляет 11,1 месяца, тогда как средний срок выбора российской - 5,4 месяца.

Таким образом, продолжительность сроков от принятия решения о внедрении корпоративной информационной системы до окончания процесса внедрения может варьироваться от 11 до 15 и более месяцев для российских и от 23 до 33 и более месяцев для зарубежных.

Как известно из классических учебников по маркетингу, с середины 50-х до середины 70-х годов большинство зарубежных компаний использовали экономическую стратегию, известную как стратегия ориентации на продажи, то есть достижение прибыли за счет запланированного объема продаж. Суть стратегии заключалась в планировании определенного объема продукции на определенный период времени, что требовало организации планирования всех производственных процессов.

Помимо этого научно-техническая революция и процесс дифференциации продукции в транснациональных корпорациях потребовали жесткого учета и управления материальными потоками, что привело к созданию в 60-х годах программных комплексов управления потребностями в материалах. В дальнейшем концепция управления материальными ресурсами получила название MRP (Material Resource Planning), а системы, реализующие эту концепцию, получили название MRP-системы.

В конце 70-х концепция ориентации на продажи сменилась концепцией, ориентированной на маркетинг или на потребителя[6]. Системы класса MRP перестали в полной мере удовлетворять требованиям рынка. В связи с этим появилась новая концепция управления производственными ресурсами предприятия - MRP II (Manufacturing Resource Planning), которая содержала расширенный набор функций. Основной идеей концепции MRP II было управление производством на всех стадиях - от поставки сырья до отгрузки готовой продукции потребителю. Помимо этого MRP II предполагает финансовое и кадровое планирование.

Дальнейшее развитие бизнеса транснациональных корпораций привело к необходимости доработки концепции MRP II. Конец 80-х - начало 90-х годов отмечен появлением новой конкурентно-ориентированной экономической стратегии мировых компаний. Основные усилия организации были направлены на достижение устойчивого конкурентного преимущества за счет более эффективного управления и повышения качества продукции. Ответом на изменение рыночных тенденций стала новая концепция построения информационных систем предприятий ERP (Enterprise Resource Planning; термин ERP был введен компанией Gartner Group). Системы, реализующие данную концепцию, позволяют планировать и управлять всеми внутренними ресурсами предприятий и предназначены для крупных корпораций с сетью дочерних организаций.

Последние 10 лет концепция ERP фактически является стандартом для автоматизации предприятий в большинстве стран мира. На сегодняшний день более 100 компаний в мире занимаются разработкой ERP-систем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бочаров Е.П., Колдина А.И. // Интегрированные корпоративные информационные системы: принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы "Галактика". - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.
  2. Дэниел О´Лири. // ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. - М.: Вершина, 2004. - 272 с.
  3. Информационные технологии в управлении предприятием. - Сборник. М.: Три квадрата, 2004. - 160 с.
  4. Калянов Г.Н. // CASE-технологии: Консалтинг в области автоматизации бизнес-процессов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. - 320 с.
  5. Кастельс М. // Информационная эпоха: экономика, общество и культура - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 201
  6. Мизинцева М.Ф. // Управление информационными ресурсами. - Уч. пособие. М.: РУДН, 2001. - 252 с.
  7. Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. // Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем. - М.: Инфра-М, 2007. - 194 с.

 


[1] См.: Никитин А.В., Рачковская И.А., Савченко И.В. // Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем. - М.: Инфра-М, 2007. - С. 98.

[2] См.: Бочаров Е.П., Колдина А.И. // Интегрированные корпоративные информационные системы: принципы построения. Лабораторный практикум на базе системы "Галактика". - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 103.

[3] См.: Информационные технологии в управлении предприятием. - Сборник. М.: Три квадрата, 2004. С. 61.

[4] См.: Калянов Г.Н. // CASE-технологии: Консалтинг в области автоматизации бизнес-процессов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2000. С. 195.

[5] См.: Мизинцева М.Ф. // Управление информационными ресурсами. - Уч. пособие. М.: РУДН, 2001. С. 101

[6] См.: Дэниел О´Лири. // ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. - М.: Вершина, 2004. С. 110.