Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В «Концепции модернизации Российского образования до 2015 года» и других государственных документах определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования, которой является система подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование её образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны.

Осуществлению этой цели призвана содействовать Межвузовская комплексная программа «Наукоёмкие технологии образования», в которой определяется, что «наукоёмкие технологии образования - это интегральные технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на современной дидактической системе и характеризующиеся сопряжением наиболее современных, высокоэффективных методов, средств, приёмов и широкого арсенала научных знаний».

В программе подчеркивается, что наукоёмкие технологии образования необходимы для оптимальной реализации основной цели современного образования - «генерации нового поколения специалистов, обладающих не только новой совокупностью знаний и навыков, адекватных требованиям рынка труда 21 века, но, что является более существенным, качественно новым интеллектуальным менталитетом и мышлением, позволяющим четко ориентироваться и адаптироваться к реальным потребностям быстро меняющегося научно-технического и технологического прогресса».(1)

Мы считаем, что качественно новый менталитет связан с формированием инновационной культуры будущих специалистов.

Исследователи полагают, что культура - не постоянное образование, она находится в развитии, происходит взаимодействие предшествующей культуры с новыми культурными ценностям. Формирование культуры связано с деятельностью и на этот процесс влияют получаемые знания и умения, идеи и идеалы, а также ценностные ориентации. Поэтому инновационное образование, декларируемое в настоящее время, и характеризующееся изменением в целях образования, его структуре, формах, методах и технологиях должно формировать новый тип культуры - инновационный.

Термин «инновационная культура», используется современными исследователями для того, чтобы подчеркнуть, что в настоящее время недостаточно говорить просто о знаниях, навыках, умениях, необходимых для инновационной деятельности, являющейся значимой в профессиональной подготовке будущих специалистов, но и важно понимание каким образом личность взаимодействует с этими знаниями, как новые знания могут влиять на структуру и внутренний мир личности (2).

Инновационная культура понимается исследователями как готовность и способность общества и индивида к инновациям, и проявлением её является восприимчивость личностью новшеств.

Ученые рассматривают инновационную культуру как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, профессиональной практикой в различных сферах сообщества.(3)

Таким образом, формирование инновационной культуры определяется интеграционными процессами.

Интеграция является одной из ведущих тенденций современного образования, она позволяет сформировать целостное представление о профессиональной деятельности и способствует подготовке высококвалифицированного специалиста путем получения системы взаимосвязанных знаний и умений.

Под интеграцией в науке понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в единое целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Чем целостнее система, чем динамичнее осуществляются в ней интеграционные процессы, тем она совершеннее. В этом смысле по уровню целостности интеграции можно судить об эффективности и прогрессивности систем.(4)

Современные ученые считают, что интеграционные процессы приводят к расширению социокультурной базы квалификации специалиста (5;6), и рассматривают интеграционные связи в качестве основы формирования профессиональных умений студентов.(7)

Важнейшей характеристикой интеграции является её личностная направленность, по мнению Н.К. Чапаева, «высшей целью интеграции является личность, восстановление её целостной сущности».(8)

Исследователи полагают, что выбор системообразующего фактора является важным условием интеграции, так как способен объединить в целостное единство компоненты системы, целенаправить их, стимулировать целостное деятельное направление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы и ее саморазвитие; (9)

Таким системообразующим фактором, в нашем случае, может стать формирование инновационной культуры у будущих специалистов.

Мы считаем, что применение интегрированного подхода должно привести к совершенствованию, взаимопроникновению и взаимообогащению всех элементов, связей и управления обучением в высшей школе в целях эффективного формирования инновационной культуры. При этом система подготовки специалиста строится как открытая, динамичная, гибкая и мобильная структура, способная к саморазвитию и адаптации к новым условиям.

Интегрированный характер подготовки будущего специалиста находит отражение не только в содержании обучения, но и во взаимодействии всех составля­ющих образовательного процесса и его функциональ­ного воздействия на личностное развитие субъектов учебного процесса.

Развитие инновационной культуры обуславливают, прежде всего, процессы интеграции науки и образования. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу способствует повышению уровня знаний в предметной области, расширению дальнейших возможностей в самоопределении. Для оптимизации научной работы необходимо развитие структуры научных направлений, пересмотр тематики исследований, обновление методологии, организация наиболее современных и актуальных исследований.

Образовательные инновации предусматривают введение в процесс обучения новых технологий, методов и приемов обучения, направленных на организацию самостоятельной познавательной деятельности студентов и дающих возможность получать информацию из разных источников, участвовать в планировании и реализации образовательного процесса путем создания индивидуальных образовательных траекторий.

Нами разработаны занятия, которые проводятся с применением интерактивных и проектных технологий, в том числе и с использованием возможностей компьютерной техники. Это позволяет студентам разрабатывать проекты, привлекая цифровые образовательные ресурсы и возможности, которые предоставляет Интернет. Введение инновационных технологий создает благоприятные условия для соединения учебного процесса с научно- исследовательской работой и способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов.

Развитие интегрированной инновационной культуры связано также с инновационным менеджментом, что предполагает формирование у будущих специалистов умения по коммерциализации своей деятельности, умения входить в рыночные отношения через включение в деятельность, имеющую коммерческий эффект. В настоящее время в вузах создаются центры, целью которых является объединение научных исследований с производством. Такая деятельность формирует у будущих специалистов умение входить в рыночные отношения, способность к коммерциализации своей деятельности.

Интеграция процесса обучения с производством осуществляется через развитую систему практик, она способствует формированию профессиональных умений и навыков, дает представление о разнообразии возможностей дальнейшего трудоустройства.

Интеграция обучения с информационно-технологическими инновациями предполагают широкое использование в обучении, управлении и т.д. компьютерных, информационных технологий и дает возможность формирования у студентов навыков владения информационными технологиями, что предопределяет интеграцию будущих специалистов в информационную среду.

Кроме того, материально-технические инновации связаны с использованием различных средств, соответствующих уровню развития конкретной науки, что ведет к совершенствованию проводимых научных исследований, а, следовательно, и профессиональной подготовки.

Традиционно развиваются в высшем профессиональном образовании пути связанные с интеграцией будущих специалистов в профессиональную среду разного уровня - международного, российского и регионального. К ним относится формирование лингвистических навыков, которые необходимы для интеграции в международную профессиональную среду, а также коммуникативных навыков, помогающих интеграции в социум. Развитие этих навыков происходит целенаправленно, путем получения дополнительной специальности и изучения психологических курсов.

Мы считаем, что применение интеграционного подхода позволит выйти на новый уровень в подготовке специалистов за счет формирования у них интегрированной инновационной культуры, что обеспечит им востребованность за счет развития творческого потенциала, обладания конкурентоспособными квалификациями, способности к постоянному пополнению знаний и быстрой адаптации к радикальным переменам.

Интегрированную инновационную культуру мы определяем как комплексную характеристику будущего специалиста, смысловое ядро новой концепции образования, отражающее уровень развитости интеграции образования, науки и производства в контексте проектного менеджмента инновационных процессов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Приказ Минобразования РФ от 13февраля 2001 года №465 «Об утверждении межвузовской программы «Наукоемкие технологии образования».
  2. Артамонов В.С. Индивидуальная подготовленность обучения в образовательном учреждении: контроль и управление. Монография,- Спб., 1997.
  3. Холодкова Л.А. Формирование инновационной культуры субъектов военного профессионального образования: Теория и практика. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. СПб, 2005.
  4. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. - Л.:ЛГУ, 1980. - с.8
  5. Бекренев А.Н., Мехелькевич В.Н. Интегрированная система многоуровневого технического образования // ВОР. - 1995. -№2. -
    с.111-121.
  6. Беляева А.П. Интегративно - модульная система профессионального образования. - СПб, 1996. - 225 с.
  7. Гаранович Н.М. Использование интегративных связей для формирования у студентов профессиональных умений: Автореф. Дисс...канд. Пед.наук. - Л.,1984. -26 с.
  8. Чапаев Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски - педагогический аспект // Понятийный аппарат педагогики в образовании. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред. Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1996 - Вып. 1.- с.61-77
  9. Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск: Свердловский эконом. Ин-т, 1990. -128 с.