Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Tsirkin V.I.
В связи с коммерциализацией высшего образования в последнее время возникла проблема раннего выявления трудностей в обучении. Одной из причин «вузовских» трудностей, вероятно, является наличие у студента низкого уровня развития высших психических функций, в том числе внимания. В литературе большое внимание уделяется изучению синдрома  дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характерный  для детей младшего школьного возраста [1,3]. Считается [3], что СДВГ может персистировать у взрослых, проявляясь, в частности, трудностями обучения. Исследований, подтверждающих это предположение, в отечественной литературе нет. Цель работы - оценить влияние свойств внимания на успешность образовательной деятельности (ОД) студентов 2 курса медицинского вуза.

 В мае 2006 г. однократно во время лабораторного занятия обследовано 155 студентов ( из них- 119 девушек) с помощью теста Тулуз-Пьерона [2], позволявшего оценить скорость (по числу знаков в минуту) и точность (по коэффициенту точности, т.е. отношение количества верно отмеченных знаков к общему их числу) выполнения теста. Успешность ОД оценивали по 8 итоговым занятиям курса «нормальная физиология».

Установлено (табл.1), что число студентов, имеющих скорость ниже средней, достигает 20,0%, а имеющих точность ниже средней или очень низкую - 11,7%. При этом значения моды укладывались в диапазон средних величин [2]. Показано (табл. 2), что уровень ОД не зависит от скорости выполнения теста, но зависит от точности - чем она выше, тем выше  уровень ОД. При анализе коэффициента корреляции Спирмена (табл. 3) выявлено, что для студентов, имеющих средний балл в пределах 4,0 - 3,1, характерна положительная зависимость от скорости выполнения теста. Для студентов с высоким (5,0-4,1) или низким (3,0-2,0) уровнем успешности такая зависимость не обнаружена. Показано, что число пропусков лабораторных занятий тем выше, чем выше скорости выполнения теста; число пропусков лекций тем выше, чем ниже точность выполнения теста, а уровень ОД тем выше, чем меньше пропусков лекций.

Таким образом, успешность ОД зависит от свойств внимания. В частности, при использовании теста Тулуз-Пьерона, установлено, что успешность тем ниже, чем ниже точность и (характерно лишь для «средних» студентов) ниже скорость выполнения этого теста. Следовательно, наличие СДВГ у студентов, действительно, может быть одной из причин низкого уровня ОД

Таблица 1. Распределение 155 студентов по скорости и точности выполнения теста Тулуз-Пьерона

Уровни выполнения теста по скорости и его критерий (знаки/ мин);

 мода =58,7

очень высокий

( ≥ 78)

выше среднего

(63 -77)

средний

(50-62)

ниже среднего

( ≤49)

очень низкий #

4,5 %

34,2%

41,3%

20,0%

-

Уровни выполнения теста по точности и его критерий (коэффициент точности),

 мода = 0,95

очень высокий

(0,98-1,00)

выше среднего

( 0,96-0,97)

Средний

(0,93 - 0,95)

ниже среднего

( 0,91-0,92)

Очень низкий

(≤ 0,90)

27,1%

32,9%

28,5%

6,5%

5,2%

# В классификации не предусмотрено

Таблица 2. :Показатели теста у студентов с разной академической успеваемостью

Показатели теста

Средний балл академической успеваемости

5,0-4,1

 (n=40, т.е. 25,8% )

4,0-3,1

(n=75, т.е. 48,4%)

3,0-2,0

(n=40, т.е. 25,8%)

Скорость выполнения, знаков/мин

56,73±6,184

58,76±9,98

55,78±10,63

Коэффициент точности выполнения

0,984±0,005

0,945±0,010*

0,917±0,016*

Примечание : * различия со студентами, имеющими 5,0-4,0 балла, достоверно, p<0,01

Таблица 3: Характеристика взаимосвязи свойств внимания и академических показателей у студентов..

 У (функция)

 Х (аргумент)

Коэффициент корелляции Спирмена

Досто-верность,

Р

Средний балл

Пропуски лекций

- 0,19

0,02

Пропуски занятий

Скорость выполнения теста

0,26

0,01

Пропуски лекций

Точность выполнения теста

- 0,16

 0,.045

Средний балл

Скорость выполнения теста для студентов со средним баллом

4,0-3,1

0,24

0,043

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Заваденко Н.Н. и соавт. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: Метод. рекомендации. - М., 2002.
  2. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Методическое руководство. - СПб., ГП «Иматон», 1997.
  3. Barkley R. Attention deficit hyperactive disorder: A handbook for diagnosis and treatment. - New York, Guilford Press, 1990.