Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Bondarevskiy A.S.

  «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось
бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы»

 «Евангелие «От Луки
святое благовествование»

 

В настоящее время известны две трактовки понятия качества. Здесь, - качества, как:

  • самости (принято в философии),
  • степени совершенства (принято в системе производства товаров и услуг).

Ниже имеется в виду понятие качества как самости, являющееся, таким образом, категорией.

Что же касается категории свойства, то в наиболее продвинутом виде оно раскрывается, как «внешнее проявление (явление "во вне") качества», или же, как то, посредством чего качество из «вещи в себе» превращается в «вещь для нас».

Но при таком раскрытии всё же остаётся неясным, каким именно проявлением качества является свойство. И остаётся неясным механизм этого проявления. В результате возникают, например, определения типа: информация - это «свойство материи». А это определение, например, можно понять так, что информация - это есть проявленная (явленная «во-вне») материя. Но проявленная материя - это есть нечто с ней односущностное. А это значит, что проявленная материя - это тоже материя. Т.е. информация и материя - это одно и то же? А есть ещё и определение вида: «Энергия - это свойство материи». Здесь свойство материи - это уже, бесспорно, материя. Так всё-таки, что же такое свойство?

Опуская имеющие место посылки, констатируем, что свойство категории качества - это есть некая реалия, которая может быть - непосредственно (как таковое, без опосредования), воспринята человеком. Здесь, - воспринято в том смысле, что «превращено» в свободную информацию [1] - «знание» человека о качестве. И воспринято посредством той или иной из информационных операций класса «Восприятие» [1] - единственно возможного средства получения знания-свободной информации. В данном случае воспринято:

  • антропогенно-чувственно,
  • техногенно.

При этом качество непосредственно как таковое (здесь, - без использования понятия свойства), ни антропогенно-чувственно, ни техногенно воспринято быть не может. (Как таковое, качество может быть воспринято только сверхчувстенно - здесь не рассматривается).


Что же касается свойства, то платой за возможность его антропогенно-чувственного или техногенного восприятия является появление того, что обычно называют «погрешностью»1 (погрешностью как отделённостью знания-«человека» от истины-«природы» - связанной информации [1].

Здесь «погрешностью» - это погрешностью концептуальной Δк [соответствующенй переходу «качество (связанная информация)-свойство (связанная информация)» и погрешностью методически-аппаратурной Δма (соответствующая переходу «свойство (связанная информация)-свободная информация»]. При этом источниками концептуальной погрешности Δк являются признаки свойства, как некоего видения человеком познаваемого качества.

Т.е. источниками погрешности Δк являются признаки свойства, как некоторой односущностной, здесь и ниже, - физической, модели качества. В данном случае речь идёт о таких признаках свойства, как:

  • локальность (по отношению к глобальности качества) свойства-физической модели качества,
  • аппроксимируемость (в пределах этой локальности) свойства-физической модели качества,
  • приближённость (в соответствии с названной аппроксимируемостью) свойства, как физической модели качества.

Итак:

 Свойство - это субъективная (антропогенная) физическая модель качества как объективной реальности

Или, - с учётом предназначенности свойства:

 Свойство - это физическая модель качества, которое, как физическая модель, может быть воспринято - «превращено» посредством той или иной из информационных операций класса «Восприятие» в свободную информацию

А средствами обеспечения этого восприятия (и одновременно источниками названных погрешностей Δк и Δма) являются отмеченные выше три признака свойства-физической модели качества - рис. 1.

На рис. 1 как качество-самость рассматривается некая кривая высокого порядка. Как свойство этого качества (видение качества человеком, физическая модель качества, образ качества в сознании человека) - рассматривается касательная прямая к этой кривой.

При этом признак «локальность» свойства-касательной прямой проявляется в самом факте представленной на рис.1 точки касания этой прямой и выборе положения этой точки на кривой, а признаки «аппроксимируемость» и «приближённость» проявляются в представленном на рис.1 моделирующе-аппроксимирующем отношениях «качество-кривая» и «свойство-касательная прямая».

Далее отметим, что все имеющие место свойства могут быть простыми («нераспадающимися», «одномерными» и потому проявляемыми в том, что обычно называют интенсивностью) и сложными (образуемыми простыми, «многомерными»).

Тогда, применительно к категории качества-физической реалии, простое свойство-физическвая модель качества может быть определено, как то, что, как обладающее интенсивностью, является физической величиной.

Примеры простых (одномерных) свойств-физических величин С1: время, протяжённость (длина, ширина, высота и т.д.), работа, мощность, энергия, напряжённость, напряжение, ток.

В свою очередь, сложным (двумерным и т.д.) свойством качества-физической реалии является вектор (пара и т.д.) простых (одномерных) свойств-физических величин (С1, С2) и т.д. или, в более общем случае зависимых свойств, - функтор С2 = Ф(С1).

Примеры сложных (здесь, - двумерных) свойств:

  • Площадь (пара простых свойств-протяжённостей). В случае свойства типа площади-прямоугольника - это пара: длина и ширина; в случае свойства типа площади-эллипса - это пара: большой диаметр и малый диаметр.
  • Надёжность [пара простых свойств-времён: среднее время наработки на отказ (соответственно простому свойству «безотказность») и продолжительность эксплуатации (соответственно простому свойству «ресурс»)].

Итак:

Простое свойство - это физическая величина, сложное свойство - это совокупность (в частности, функтор) простых свойств - физических величин 

А далее, имея в виду:

  1. разделение всех свойств на простые и сложные,
  2. то, что контроль - это информационная операция восприятия качественного значения (события) простого свойства, измерение - это информационная операция восприятия количественного значения (числа) простого свойства, испытания - это информационные операции восприятия качественного (функции события) и количественного (числовой функции) значений сложных (состоящих из простых) свойств,
  3. то, что главной прерогативой свойства (его и только его) является способность быть воспринятым,

получаем, что:

 Свойство - это то, что может быть измерено, проконтролировано (простое) или испытано (сложное)

                                                                                   Свойство-касательная прямая

Рис. 1. Иллюстрация признаков «локальность», «аппроксимируемость», «приближённость» свойства-физической модели качества

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаревский А.С. Метрология информационных операций. Основания теории рисков // Электронная техника. Серия 3 «Микроэлектроника». - Вып. 1 (150). - 1996
  2. Язык славян. Начала познания вещей Божественных и человеческих. - М.: Сибирская благозвонница, 2002


1 Проф. В. Кузнецов: «Погрешность, - от слова "грех. «Бог сотворил мир чистым, совершенным, свободным от зла» [2]. В этом мире, исполненном единства - гармонии и согласия, не было разрывов, нерегулярностей и перепадов. «Вследствие падения человека в мир вошло зло. И состояло оно в нарушении воли Божией, называемом грехом» [2]. Грех разрушил единство мира. В мир вошла сакральная триада «зло-грех-погрешность», знаменующая собой такие прерогативы человека, как ноосфера и свободная информация. Свободная информации разрушила единство мира. Через свободную информацию в мир вошла отделённость истины от человека погрешностью. Так возник феномен непознаваемости мира. Феномен непознаваемости мира, - как наказание человека за первородный грех. Бог-истина отделил себя от человека-свободной информации погрешностью. «Вам» - свободная информация, и, скажем, обусловленные ею гримасы современного информационного общества («Дом-2» и пр.), «МНЕ» - непознаваемость мира и тем самым отделённость от «Вас».