Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON SOME ASPECTS OF INTEGRATION PROCESS IN HIGHER SCHOOL

Prokhorov V.T. Osina T.M. Taloverova T.A.
Approaches to estimation of quality of education and formation of uniform tools of such estimation are studied and analyzed. The results of students’ certification with the help of a rating system are reflected this system is successfully used in SRSUES. The level of knowledge that the first-year students should correspond to is determined.
Качество образования - один из самых актуальных вопросов нашего времени. Его следует рассматривать с точки зрения неразрывного комплексного подхода к обучению во всей системе образования, как в России, так и на всем постсоветском пространстве.

Основными элементами при этом являются: критерии оценки качества образования; методологические подходы в реализации технологий обучения, обеспечивающих необходимый уровень качества образования. Однако, образовательные организации, предоставляющие продукцию в области образования, прежде должны определить свои процессы, которые обычно включают административные службы и другие формы поддержки, а также ряд других служб, относящихся к следующему:

  • стратегическому процессу определения роли образовательной организации в социально-экономической среде;
  • предоставление преподавательских кадров провайдерами обучения;
  • поддержанию рабочей среды;
  • разработке, анализу и обновлению учебных планов и программ;
  • отбору и приему поступающих;
  • отслеживанию и оценке обучения студентов;
  • окончательной оценке для предоставления студенту ученой степени, степени с дипломом, подтверждения, степени бакалавра или квалифицированного аттестата;
  • вспомогательным службам учебно-обучающего процесса, отслеживающим выполнение программ, предоставляющим студенту поддержку до окончания курса и получения ученой степени или квалификационного аттестата;
  • внутренним и внешним коммуникациям;
  • измерению учебного процесса.

Мониторинговые исследования позволяют сформулировать единые подходы к оценке качества образования с формированием единых инструментариев такой оценки - это системы показателей и критериев, а совместимость с европейским рынком труда должна различным образом отражаться в программах, в зависимости от того, когда (после первой или второй степени) были приобретены знания, умения и навыки, необходимые для работы. Возможность трудоустройства с учетом перспективы обучения в течение всей жизни будет достигнута лучше через ценности, присущие качественному образованию; через разнообразие подходов и профилей дисциплин; через гибкость программ, позволяющих иметь много возможностей вхождения "в" и выхода "из" них; через развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки; через способность мобилизовать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально.

Болонский процесс является эффективным инструментом гармонизации систем высшего образования стран участников процесса. Вхождение как России, так и всех стран постсоветского пространства в Болонском процессе следует рассматривать в контексте их национальных интересов, развития внешнеполитического курса стран, направленных на сотрудничество и интеграцию с Европой. Развитие Болонского процесса заслуживает серьезного внимания как шаг в подготовке России к вступлению во Всемирное Торговое сообщество. Болонский процесс является взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие как России, так и стран на всем постсоветском пространстве в этом процессе безусловно будет способствовать повышению конкурентоспособности образовательных услуг и кадров на европейских рынках труда.

Перестройка организации учебного процесса направлена на обеспечение свободы выбора индивидуальной образовательной траектории, определяемую индивидуальным учебным планом.

Чтобы желания стали реальностью необходимо разработать систему нормативных документов, определяющих принципы построения учебного процесса с использованием зачетных единиц, регламентирующих методы аттестации студентов с использованием балльно-рейтинговых систем, методики расчета учебной нагрузки преподавателей, порядок записи студентов на дисциплины, формирование учебных групп, введение служб академических консультантов и т.д.

Позиция Российской Федерации заключается в том, что мы не планируем и не будем вступать в ВТО на любых условиях, ради вступления. Это процесс, который должен быть взаимовыгодным. Если мы говорим о каком-то соглашении, то любое соглашение (концептуально) предусматривает две части: права и обязанности. И каждое государство, которое заключает соглашение, взвешивает свои права, возможности, которое оно получает от этого соглашения, и обязательства, которые оно принимает на себя. Обязательства должны быть, не бывает соглашений без обязательств. Вот с этих позиций мы и должны подходить к Болонскому процессу.

Система контроля качества. К ней нужно готовиться, и делать это нужно уже сейчас, сегодня, чтобы не было поздно завтра. Да вызывает озабоченность уровень качества высшего образования в России. Министерство создало Совет при министерстве образования по качеству экономического и юридического образования, но это только первый этап решения проблемы по контролю за уровнем качества высшего образования, потому что после доступности образования, обеспечение качества образования - вторая по значимости задача, поставленная правительством Российской Федерации. Для решения этой задачи у нас создана «Государственная система аккредитации и контроля качества», которая вне зависимости от Болонского процесса создает собственную систему контроля качества. Это необходимое условие и Болонского процесса и нашего, российского. Поэтому внутри Министерства образования появился крупнейший департамент, департамент аккредитации и контроля качества путем реорганизации госинспекций в Министерстве образования. Он объединил работу всех субъектов Федерации.

Схемы последовательности и содержание функций управления качеством образовательных услуг в вузе наглядно предоставляются в виде этапов: планирование деятельности по управлению качеством; реализация запланированных действий; контроль хода процессов и их результатов; анализ и коррекция полученных результатов. Причем, трудно представить какой из этапов важнее - планирование, реализация, контроль функций управления качеством образовательных услуг или анализ и коррекция результатов. Следует признать, что главное заложено в декларировании, а следовательно в планировании задач профессиональной деятельности специалиста.

И здесь важно понять, в чем же сегодня, а тем более завтра, будет своеобразие «качества» профессиональной деятельности?

Критерии качества высшего профессионального образования целесообразно рассматривать в теоретическом и практическом аспектах. В идеале оба аспекта должны быть двумя сторонами единого действия.

В теоретическом плане критерии качества деятельности вуза выглядят как «стыковочный узел» Госстандарта; личной удовлетворенности выпускника; конъюнктурных требований внутреннего потребителя и разноуровневых требований международного рынка труда. Совместить столь различные подходы можно только в форме весьма эластичной и условно конкретной модели «специалиста».

Лучше всего это реализуется в том случае, если абитуриент - как будущий специалист - подготовлен к восприятию содержания ГОС ВПО, то есть общество готово обеспечить ему реализацию эстетического воспитания, сделав этот процесс непрерывным: дом - ясли - детский сад - школа - лицей - колледж - вуз.

Тем не менее, сотрудниками кафедры «Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация» ЮРГУЭС ведется активная работа по привлечению абитуриентов с необходимым для высшей школы уровнем знаний и с учетом стремлений абитуриентов овладеть определенной специальностью. Пути привлечения абитуриентов - это «Дни открытых дверей университета», взаимодействие с выпускниками школ и с работниками предприятий ЮФО, как непосредственно, так и путем переписки. Цели, преследуемые кафедрой - это разъяснение области и видов профессиональной деятельности выпускника университета кафедрой ТИК СС.

Для реализации требований ГОС ВПО в университете в процессе обучения предусмотрены различные формы контроля освоения требований ГОС, а именно:

  • текущий контроль - проверка знаний, умений и навыков по итогам изучения дисциплины или ее части проводится в форме письменных контрольных работ, собеседования (коллоквиумов), тестирования, домашних заданий;
  • итоговый экзамен по дисциплинам (математика, химия, физика, информатика);
  • итоговый междисциплинарный экзамен по специальностям.

Результаты итоговых экзаменов как по общеобразовательным, так и по междисциплинарному экзамену постоянно анализируются.

Основой же текущего контроля знаний студентов для кафедр факультета является принятая в ЮРГУЭС рейтинговая система оценки знаний студентов.

Уровень требований к знаниям, умениям и навыкам студентов при проведении промежуточных аттестаций обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом кафедры, в соответствии с требованиями ГОС к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Одной из форм активизации познавательной деятельности, качественного измерения структуры знаний и уровня подготовленности студентов, повышения технологичности процесса обучения является использование тестов и тестовых заданий.

Концепция всеобщего управления качеством, базируясь на ряде принципов, определяет один из основных принципов - принятие решения на основе фактов, а не интуиции или личного опыта специалистов.

Факты могут быть получены только на основе тщательного и достоверного сбора информации и последующей ее
обработки.

Именно поэтому на кафедрах обеспечено эффективное измерение, сбор и использование данных для достижения результативной работы университета по удовлетворению заинтересованных
сторон.

Усилия спровоцировали стабильность в работе всех кафедр и структурных подразделений факультета, что определило достаточно высокий уровень качества подготовки специалистов.

Таким образом, соответствие содержания, уровня и качества подготовки специалистов государственным образовательным стандартам в ЮРГУЭС обеспечивается:

  • сквозным планированием учебного процесса на основе использования информационных технологий от момента создания рабочего учебного плана до составления расписания учебных занятий. Эффективность данной работы достигается за счет создания в ЮРГУЭС единой информационной среды управления учебным процессом. В последние годы на базе табличного процессора «Excel» были разработаны и успешно реализованы пакеты прикладных программ для различных уровней образования: «ГОС ВПО», «ГОС СПО», «PLANY», «СПО», «Школа». Эти пакеты программ являются универсальными инструментами, позволяющими разработать и сформировать электронные версии рабочих учебных планов, графики учебного процесса, расписание занятий, распределять учебную нагрузку, штаты, формировать индивидуальные планы преподавателей, планы работы кафедр, и др;
  • ЮРГУЭС эффективно функционирует автоматизированная стобалльная рейтинговая система оценки качества образования. Активное использование сетевых технологий в рамках этих разработок позволяет осуществлять полномасштабный электронный документооборот на всех этапах подготовки и реализации образовательных программ, начиная с построения рабочего учебного плана и заканчивая поручениями кафедр и расписанием занятий. При этом полностью обеспечивается соответствие содержания учебного процесса требованиям государственных образовательных стандартов каждого уровня образования и максимально автоматизируются расчёты;
  • функционированием службы стандартизации и метрологии, содействующей внедрению государственных, отраслевых стандартов, разработке и внедрению стандартов предприятий (стандартов вуза) и другой нормативно-технической документации, в том числе регламентирующей нормы точности измерений, методы и средства измерений. В ЮРГУЭС разработаны и действуют 22 стандарта предприятия (стандарта вуза);
  • маркетинговыми исследованиями по изучению спроса и предложения на специалистов по различным уровням и направлениям подготовки, прогнозированием потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием;
  • вертикальной структурой управления учебно-научным процессом, его методическим обеспечением, которую реализует научно-методический совет специальности (НМСС), основными задачами которого является регулярное обновление и опережающее научно-методическое развитие специальности на основе мониторинга качества образования.

Активная жизненная позиция, помноженная на ежедневный труд, обеспечивает то, что называется качеством подготовки специалистов.

Конечно, имеются проблемы, характерные не только для кафедр технологического факультета нашего университета, но и для многих кафедр родственных вузов России, а именно:

  • лабораторная база кафедр практически не обновляется за последнее десятилетие;
  • существенно уменьшилось число предприятий легкой промышленности, которые всегда были площадкой для приобретения практического опыта будущими специалистами;
  • резко сократилось число государственных предприятий, что спровоцировало полную потерю сложившихся годами отношений между предприятиями и учебными заведениями. Если раньше выпускникам вузов и техникумов, приехавшим по направлению на работу, предприятием предоставляло жилье, то теперь этого не делается. Государство, приняв решение о передачи в частные руки производство, вроде бы одновременно хотело переложить на них и часть забот по подготовке кадров, а они, предприниматели - остались глухими к такой постановке вопроса и пытаются не тратиться на подготовку себе кадров;
  • бизнес сегодня развивается сам по себе, подготовка кадров - сама по себе.

Ясно, что при таком положении вузы ничего не смогут сделать, если не будет взаимной заинтересованности в результатах работы учебных заведений и предприятий. Грустно, но студенты не могут приобретать практические навыки работы и знать особенности современных технологий, если студентов не пускают на практику на сами эти предприятия, где они вроде бы так нужны.

Следовательно, необходимо садиться за «круглый стол», вести диалог с предпринимателями о том, как совместно строить учебный процесс, для того, чтобы на предприятия приходили именно те специалисты и в таком количестве, которые были бы востребованы не только сегодня, но главное - завтра.

Можно изменить учебные программы, согласовав их с производством, можно повысить квалификацию профессорско-преподавательского состава, и даже найти, наверное, совместными усилиями средства для оснащения лабораторий современным оборудованием, в том числе с участием спонсоров, но важно другое, чтобы в этих желаниях были единодушны вузы, предприятия, федеральные, региональные и муниципальные органы власти - только в таком союзе удастся создать условия для подготовки высококвалифицированных и, главное востребованных специалистов, как в России, так и на всем постсоветском пространстве.

Сегодня высшая школа переживает не самые лучшие годы своего развития, и вопрос не только в неудовлетворительном финансировании, а в том безразличии государства к ее конечному продукту - специалисту. Во все времена существования общества к человеку, получившему высшее образование, было непререкаемое уважение, потому что это была лучшая ее часть.

Сейчас в высшую школу приходят дети как из семей социально защищенных, так и те, кто не имеет средств, но желает получить высшее образование, потому что прекрасно окончили школу и хотели бы продолжить образование. И те, и другие продолжают ожидать, что их постоянно будут опекать учителя и родители, принимать за них большинство решений, но это было вчера. Уже сегодня, а тем более завтра, необходима интеграция всего лучшего, что есть и будет как в вузах России, так и в вузах на постсоветском пространстве, что будет гарантировать выпускнику его востребованность обществом.