Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Проблема музыкальной одаренности в современных условиях является одной из важнейших в психологической и педагогической науке. Несмотря на то, что данный феномен изучается на протяжении многих веков, до сих пор нет общепринятого представления о природе одаренности, а также методах её диагностики. В связи с этим, исследование содержания данного понятия представляет значительный интерес и актуальность в современной педагогикею.

В отечественной педагогической науке сложились предпосылки в области изучения музыкальных способностей и одаренности.

Сущность понятий музыкальная одаренность установлена в работах Б.В.Асафьева,Б. Л. Яворского, А. Л. Готсдинера,Б.М. Теплова, В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина, К. Орфа, З. Кодаи.

Структуре музыкальной одаренности посвящены работы Т. Ф. Цыгульской, Ю. А. Цагарелли, Д. К. Кирнарской, К. В. Тарасовой, И. А. Курбатовой и др.

Музыкальная одаренность начинает проявляться у детей уже на первом году жизни. Основным признаком музыкальности в раннем возрасте является проявление музыкальной впечатлительности и активности: эмоциональная отзывчивость на музыку, попытки пения, двигательные реакции на музыкальный ритм, предпочтение одного музыкального произведения другому. Многочисленные примеры жизни и творчества известных музыкантов убедительно показывают, сколь мощное воздействие оказывают детские впечатления на их мироощущение и творчество. Это отчетливо прослеживается при изучении биографий и творчества В. Моцарта и М.И. Глинки, А.П. Бородина и Б. Бартока, С. Прокофьева и И. Стравинского. Вмузыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память.

Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, называют музыкальностью. Музыкальность не исчерпывается этими способностями, но именно они образуют ее основное ядро

Г.М. Цыпин [1.] понимает под музыкальностью способность такого восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Существуют различные подходы к определению музыкальной одаренности.

Согласно Б.М. Теплову и А.Л. Готсдинеру, музыкальная одаренность - высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигатель «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности [2.].

Подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Ни феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Я.А. Пономарев отмечают, что музыкальная одаренность не сводиться к сумме способностей, её составляющих, а представляет новое качество, включающее, например, общие творческие способности личности. Её невозможно понять без учета целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сферам.

Б.М. Теплов в структуре музыкальной одаренности такие общие свойства психики, как эмоциональная восприимчивость и реактивность по отношению к воздействию музыки; богатство и активность слухового воображения; умение с большей силой сосредоточиться на предмете музыкальной деятельности [3.].

Несомненно, одно - проявление музыкальной одаренности, соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но они также в значительной степени зависят от возраста, - как по «форме», так и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными способностями, в юношеском - обращает на себя внимание индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

Литература:

  1. Цыпин Г. М, Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.-384с.
  2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М -:Просвещение, 1983, 190с
  3. Теплов Б. М, Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985.- Т. 1. -328с.

Работа представлена на III научную международную конференцию «Фундаментальные исследования», Доминиканская республика, 10-20 апреля 2008г. Поступила в редакцию 24.03.2008г.