Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

Познавательный интерес можно рассматривать как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью. Что можно считать познавательным интересом? Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение» (3, 66). Интерес как мотив учебной деятельности изучали Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Л.С. Славина. Многие ученые опирались на труды С.Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим «строительный материал» из внешнего мира. Развитие познавательной активности немыслимо без развития познавательного интереса.

Итак, под познавательным интересом мы будем понимать избирательную направленность личности на предметы и явления окружающие действительности. Б.И. Додонов считал, что реальная деятельность полимотивирована, а мотивы взаимодействуют между собой. Рассматривая мотивацию как особенное проявление интереса и потребности, он указывает, что проявление интереса трудно отделить от проявления потребностей, интерес захватывает новые объекты или постоянно открывает новое в старом (1, 17-19). Таким образом, интерес более активен, чем потребности.

Формирование мотивации учебной деятельности в школе и вузе осуществляется через внешние воздействия (внушение, соревнование, поощрение, наказание). Это в определенных условиях может быть достаточно эффективно, но это внешнее воздействие. Необходимо искать способы формирования у школьников и студентов положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы субъекта учения к упорной, систематической учебной работе, формировала внутреннюю мотивацию к учению. А.К. Маркова писала: «необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания» (2, 140). В процессе обучения формирование положительного отношения к учению происходит, если соблюдаются такие принципы, как активность, самостоятельность, поэтому организация познавательной деятельности играет важнейшую роль. Исследование психологической проблемы мотивации учения в рамках теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, показывает, что только «внутренняя» мотивация придает учению характер собственной деятельности и вызывает у учащегося большой интерес к учению. Мы предполагаем, что организация и проведение дидактических игр в учебном процессе позволяют всем участникам выявлять их интересы и склонности. Для изучения системы интересов школьников нами была использована методика, разработанная немецким психологом В. Хеннигом. Он считал, что необходимо не только установить отдельные интересы, но и определить возможные связи между ними в качестве компонентов единой структуры. Анализ данных экспериментальной работы показал, что профиль интересов учащихся шестых классов выглядит, следующим образом: компьютеры (96), общение (79), кино, телевидение (61), мода (54), спорт (46), биология (48), учебно-познавательные интересы (48), рисование (39), техника (28), литература (25), танцы (24), легкая музыка (23), рок-музыка (22), общественно полезная деятельность (22), история (21), туризм (21), театр, цирк (18), политика (9), география (9), серьезная музыка (7).

Обращает на себя внимание тот факт, что учебная деятельность не входит в число самых привлекательных для учащихся, кроме того, отмечается отсутствие четкости при выборе суждений, в определении своих потребностей, желаний, за исключением нескольких учащихся, выбор которых отражает устойчивость одного- двух интересов

Старшеклассники демонстрируют почти такой же профиль интересов, и учебно-познавательные интересы продолжают относиться к области средне выраженных, их занимают вопросы, связанные с компьютерными играми, различными форумами, некоторая доля уделяется обучающим программам. Общение ребят носит скорее личностный характер, оно направлено на удовлетворение их запросов, решение возникающих проблем. Выделяются группы интересов, относящихся к спорту, их можно рассматривать во взаимосвязи с общепознавательными интересами и интересом к общению. Область интересов, связанная с туризмом, посещением театра, цирка находится на низком уровне. Это, очевидно, свидетельствует о слабой организации досуга учащихся, как в условиях школы, так и семьи, об отсутствии возможности в удовлетворении их растущих потребностей в культурно-образовательном плане.

Для выявления картины выраженности и напряженности всех испытуемых учеников, можно выделить в три различные группы. В результате мы получаем следующие данные. К первой группе относятся учащиеся и студенты, выбор которых был произведен так, что выделились один - два интереса, по интенсивности и напряженности значительно превышающие другие. Ко второй - испытуемые, показавшие при средней напряженности интересов несколько блоков интересов с достаточно устойчивыми выборами (от двух до трех). К третьей - слабая выраженность интересов и низкая напряженность - отнесены такие испытуемые, интересы которых аморфны или размыты.

После проведения ряда дидактических игр картина выраженности профиля интересов изменилась. Большое количество школьников и студентов экспериментальных групп определились по нескольким блокам интересов с достаточно устойчивыми выборами, они стали замечать, что могут легко подключаться к разным видам деятельности, интерес к которым у них стал сочетаться с ярко выраженным общепознавательным интересом и интересом к общению. Такая картина может считаться благоприятной и соответствует второй группе выраженности и напряженности интересов. В контрольных группах профиль интересов практически не изменился.

Таким образом, в результате проведения повторной диагностики мы можем сделать следующие выводы:

  • связанные интересы взаимно влияют друг на друга;
  • дидактические игры способствуют формированию познавательного интереса;
  • внутренняя мотивация становится ведущей в учебной деятельности;
  • познавательный интерес может быть условием управляемой поглощенности учебной деятельностью.

Литература:

  1. Додонов Б.И. Логико - символическая модель мотивационной структуры деятельности. Новые исследования в психологии, 1978, № 1
  2. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности. - М..: Просвещение, 1990. - 192 с.
  3. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

Работа представлена на III научную международную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», 23-27 апреля 2008г., Чехия (Прага) - Люксембург - Франция (Париж) Поступила в редакцию 15.03.2008г.