Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящее время одной из причин, приводящей к развитию сердечных аритмий, является дисплазия соединительной ткани сердца. Несмотря на большой объем исследований, посвященных изучению данной проблемы, у детей уделено недостаточно внимания проявлениям синдрома дисплазии соединительной ткани (СДСТ). Кроме того, до настоящего времени отсутствуют объективные прижизненные критерии оценки развития соединительнотканного остова сердца у детей, необходимых для ранней диагностики СДСТ.

Материалы и методы: с целью изучения частоты, характера и степени выраженности СДСТ у детей с различными вариантами нарушений сердечного ритма и проводимости (НРПС) проведено обследование 286 детей в возрасте от 7-ми до 15-ти лет по критериям, предложенным Э.В. Земцовским (2000) с использованием фенотипической карты M.J.Clesby, модифицированной А.И. Мартыновым (1998). Основную группу составили 196 детей с НРПС, контрольную- 90 детей без НРПС. Структура НРПС была представлена следующими вариантами: синусовая аритмия (СА)-28,6%, синусовая тахикардия (СТ)- 21,4%, синусовая брадикардия (СБ)- 5,1%, миграция водителя ритма (МВР)- 18,4%, предсердная и желудочковая экстрасистолия (ЭС)- 11,2%. Нарушения проводимости были обнаружены у 15,3% детей, феномен укороченного интервала PQ- у 26,5% обследованных.

Результаты и обсуждение: В контрольной группе уровень стигматизации составил в среднем 2-3 стигмы. У 69,3% детей с НРПС выявлен высокий уровень стигматизации (6-8 стигм). Наибольшее число стигм пришлось на аномалии ушных раковин- 80,6%; большой второй палец стопы - 41,8%, деформация грудной клетки (впалая, килевидная грудь)- 29,6%, аномалии ротовой полости (диастемы, готическое нёбо)- 23,5%, искривление мизинца - 27,5%, пупочная грыжа- 13,3%, пигментные пятна типа "кофе с молоком" и невусы- 12,2%. У детей с НРПС выявлен большой процент встречаемости нарушений осанки различной степени выраженности (74,5%) и плоскостопия (43,8%). Заболевания органов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм) составили 15,3% в основной группе. Наиболее высокий процент встречаемости СДСТ выявлен у детей с СТ (71,8%) и ЭС (65,5%). Фенотип детей с СТ в большей степени формировали: аномалии ушной раковины, нарушение осанки (сколиоз), готическое небо, плоскостопие. В фенотипе детей с СБ превалировали такие стигмы, как аномалии ушных раковин, плоскостопие и нарушение осанки. У детей с ЭС была наиболее высокой в сравнении с другими видами аритмий выраженность таких фенотипических маркеров, как гипермобильность суставов, аномалии ушных раковин, готическое небо, пятна "кофе с молоком", деформации грудной клетки и позвоночника, растяжимость кожи. Фенотип детей с нарушениями проводимости в большей мере формировали: аномалии глаз и ушных раковин, плоскостопие и нарушение осанки.

Заключение: частота соединительнотканной неполноценности среди детей с НРПС высока и составляет 75,5%. Наиболее характерными внешними признаками СТДС у детей с аримиями являются: астенический тип телосложения, нарушение осанки, плоскостопие, деформации грудной клетки, аномалии кожи и ушных раковин.