Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Pachurin G.V.
Без понимания причин возникновения несчастных случаев предотвратить их практически невозможно.

88 % всех несчастных случаев (по данным В.Х. Хайнриха) вызваны неправильными действиями персонала, и только 10% ненадежностью оборудования и 2% "форс-мажорными" обстоятельствами. Хайнрихом В.Х. была предложена "пятифакторная последовательность" возникновения несчастного случая:

  1. происхождение и социальные условия;
  2. ошибка рабочего;
  3. неправильные действия в совокупности с механической и физической опасностью;
  4. несчастный случай;
  5. повреждения или травмы.

В этой последовательности каждый фактор приводит в действие последующий, подобно падению поставленных в ряд костяшек домино. Исключение одного из факторов предотвратит несчастный случай и вызываемую им травму, как удаление одной из костяшек домино из ряда может остановить их падение. При этом ключевым фактором данной последовательности является третий фактор «неправильные действия в совокупности с механической и физической опасностью».

Природа человеческого участия в несчастных случаях различается по своему характеру, временным характеристикам и по значимости в структуре причин несчастных случаев. Чаще всего человеческий фактор, в форме ограниченного числа существовавших ранее несовершенных производственных систем, порождает основные причины несчастных случаев со смертельным исходом. Данные причины объединяются с последующими техническими ошибками и промахами или неблагоприятными условиями окружающей среды и приводят в результате к несчастному случаю.

Важнейшим звеном в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека [1-3] является психология безопасности труда, представляющая собой один из разделов психологии труда.

Перед человеческим обществом на всех этапах его развития стояла задача повышения эффективности трудового процесса, совершенствования способов, производства продуктов и средств, необходимых для своего существования. В решении этой задачи возможны два пути, которые обусловлены двух плановостью любого трудового процесса: с одной стороны, в нем всегда присутствует объект, на который направлены усилия человека, с другой - субъект, сам человек, осуществляющие эти усилия.

Первый путь - это оптимизация того, что связано с объектом труда - средств, условий труда, а второй - связан с познанием субъекта труда, то есть человека - необходимостью раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.

Система субъективных особенностей трудового процесса обозначается понятием человеческого фактора. Для психолога наиболее существенной особенностью трудовой деятельности человека является то, что она всегда целенаправленна, сознательна, активна, социально сформирована.

Трудовая деятельность человека представляет собой единство психического и физического. Одновременно она предполагает и цель, план действия и трудовые движения.

В основе деятельности человека лежат физиологические и биохимические процессы, протекающие в его организме, и, прежде всего в коре головного мозга. Всякие попытки игнорировать это специфическое для деятельности единство, приводит к упрощенному ее пониманию.

Различают три вида психических явлений, которые должны изучаться только в единстве с человеческой деятельностью в целом:

  • психические процессы,
  • психические состояния,
  • свойства личности.

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть как отдаленными, общими так и более близкими, конкретными. Поэтому и само понятие «деятельность» - весьма широкое. Например, цель рабочего - выточить деталь. Однако, для того, чтобы выточить ее, надо осуществить ряд действий, каждое из которых также имеет свою цель: пустить станок, пододвинуть резец и так д.

Действие - это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная цель. Некоторые действия формируются сразу, без упражнения, только на основания понимания задачи. Однако есть действия, которые формируются лишь в процессе упражнения - это навыки.

Навык, формируясь в процессе упражнения, автоматизируется, хотя и не выходит из подконтроля сознания, и в процессе его выполнения превращается в осознанную цель. Навык как действие объединяет и физиологическое и психическое явление. Его физиологическим механизмом является нейродинамический стереотип, представляющий собой систему условно рефлекторных связей в коре головного мозга, образующуюся при упражнении навыка. Но каждый навык имеет и свою психологическую структуру, в которую входят цель действия, намерение ее достижения, определенная организация восприятия, внимания, мышления, памяти, связи сенсорных и моторных компонентов движения, степень волевого усилия и так далее.

Ни один нормальный человек не хочет, чтобы с ним произошел несчастный случай. И в тоже время мировая статистика свидетельствует: подавляюще большинство таких случаев происходит по вине самих пострадавших.

Психологические причины несчастных случаев поддаются изучению, а значит и профилактике. Изучив их природу, психологическая наука открывает пути организации безопасной работы, дает эффективные практические рекомендации, полезные как руководителям производства, так и непосредственно исполнителям так называемых «рискованных» работ.

Трудовая деятельность является общим объектом изучения для таких дисциплин, как, например, гигиена труда, физиология труда, экономика, инженерные науки и другие. Каждая из этих дисциплин, используя специальные знания, средства и методы, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности в том числе, на повышение ее безопасности.

Психология безопасности труда занимается исследованием человеческой психики, позволяющей ему осуществлять и регулировать свою трудовую деятельность, придавая ей безопасный характер.

Любая деятельность имеет субъективный характер. В данном случае под субъективностью понимается, не только готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев спонтанно, непредсказуемо, но и готовность к осознанию своей спонтанности, то есть рефлексии своей деятельности.

Целью психологии безопасности руда является изучение психики субъекта труда, его психические процессы, состояния, свойства личности, которые составляют необходимый внутренний компонент трудовой деятельности и делают ее безопасной.

Безопасный труд в значительной мере проблема психологическая. Так международная статистика свидетельствует [4], что в 96% случаев причинами травматизма являются опасные действия (так называемый «человеческий фактор») и лишь 4% приходятся на опасные условия труда.

Можно выделить четыре основные причины возрастания числа и тяжести травматизма на современном этапе:

  1. - значительный рост числа и уровня опасностей в труде и понижение непосредственных физических возможностей человека противостоять этим опасностям;
  2. - значительное увеличение цены ошибки;
  3. - адаптация человека к опасностям его труда (постоянное общение с техникой притупляет у человека чувство опасности);
  4.  - нарушение правил безопасности труда (человек адаптируется не только к опасностям, но и к нарушениям правил).

Однако далеко не каждое нарушение правил безопасности влечет за собой несчастный случай. Это, как не парадоксально звучит, имеет и отрицательную сторону. Так человек, однажды безнаказанно нарушив правила и получив за счет этого какой-то выигрыш в труде, потом в поиске новых выгод будет снова повторять подобные нарушения. Постепенно люди привыкают действовать с нарушениями правил, не задумываясь над тем, что данное нарушение может рано или поздно завершиться несчастным случаем.

Следовательно, существует целый ряд объективных причин, способствующих росту числа и тяжести несчастных случаев. А изучение этих причин, познание некоторых из них, способствует их устранению, противодействуя росту травматизма.

Так как вышеперечисленные причины в значительной мере являются психологическими, то психология как наука становится одним из важнейших средств, помогающих использованию человеческого фактора для обеспечения безопасности в трудовой деятельности.

При этом важно помнить, что вредное отрицательно воздействие большинства источников опасности может быть уменьшено за счет технико-технологических мер, обязательного соблюдения установленных правил поведения и готовности рабочих выполнять требования безопасности.

Основные выводы:

  • необходимо постоянно отслеживать соблюдение правил безопасности, в любых условиях и по отношению к любому лицу, так как человек, долгое время не подвергавшийся несчастному случаю, но работающий неосторожно, с такой же вероятностью окажется его жертвой, как и работник, впервые в жизни допустивший неосторожность.
  • для обеспечения безопасности труда кроме вещественных производственных факторов необходимо учитывать и субъективные, например: индивидуальные особенности работника; его эмоциональное состояние; психологическую обстановку на рабочем месте; микроклимат в коллективе, так как любые отклонения в этой области даже при безукоризненных вещественных условиях труда могут вызвать несчастный случай.
  • на основе учета объективного и субъективного факторов следует максимально стремиться к устранению всех возможностей возникновения несчастных случаев на данном рабочем месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Карпов А.В. Психология труда. - "Владос", 2004. - 350 с.
  2. Носкова О.Г. Психология труда. - "Академия", 2004. 383 с.
  3. Толочек В.А. Современная психология труда. - "Питер", 2005. 478 с.
  4.  Карнаух Н.Н., Артамонов А.С., Шамишев С.Е. Опыт управления охраной труда и промышленной безопасностью в ООО «Проктер энд Гэмбл - Новомосковск» // Безопасность жизнедеятельности. 2004. № 10. С. 12-21.