Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Дорожное хозяйство России - единый производственно-хозяйственный комплекс, который включает в себя автомобильные дороги общего пользования и инженерные сооружения на них, а также организации, осуществляющие:
  • проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
  • проведение научных исследований, подготовку кадров;
  • изготовление и ремонт дорожной техники;
  • добычу и переработку нерудных строительных материалов;
  • иную деятельность, связанную с обеспечением функционирования и развитием автомобильных дорог.

На сегодняшний момент в состав дорожного хозяйства входят свыше 3000 учреждений и предприятий различных форм собственности. Численность работающих в дорожном хозяйстве и сопутствующих отраслях составляет порядка 750 тысяч человек.

Основные задачи управления дорожным хозяйством России возложено на Министерство Транспорта, образованное Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», согласно которому, в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти и в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Министерство транспорта и связи Российской Федерации было преобразовано в Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.

На сегодняшний момент структура Министерства транспорта Российской Федерации включает себя шесть подразделений:

  1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  2. Федеральное агентство воздушного транспорта;
  3. Федеральное дорожное агентство;
  4. Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
  5. Федеральное агентство морского и речного транспорта;
  6. Федеральное агентство геодезии и картографии

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая управление федеральными автомобильными дорогами.

Управление федеральными автомобильными дорогами осуществляется Росавтодором как непосредственно, так и через систему федеральных государственных учреждений и их филиалов, обеспечивающих исполнение функций оперативного управления федеральными автомобильными дорогами и государственных заказчиков работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. В эту систему входят:

  • 10 федеральных управлений автомобильных дорог;
  • 22 управления автомагистралей;
  • 4 дирекции по дорожному строительству.

К объекту управления относятся 47,1 тыс. км федеральных автомобильных дорог, 5687 единиц мостов и путепроводов на них, а также имущество, необходимое для обеспечения бесперебойного круглогодичного функционирования федеральных дорог.

В ведении Росавтодора также находятся 195 федеральных государственных унитарных предприятий, выполняющих работы по ремонту и содержанию сети федеральных автомобильных дорог. Общая балансовая стоимость федерального имущества, закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения, составляет 8,8 млрд. рублей.

Росавтодор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации.

В функции Росавтодора входят:

  1. Руководство деятельностью подведомственных учреждений;
  2. Организация конференций, совещаний, семинаров и выставок:
  3. Разработка проектов договоров.
  4. Лицензирование;
  5. Разработка правил перевозки;
  6. Обеспечение сохранности автодорог;
  7. Строительство, ремонт и реконструкция дорог
  8. Утверждение инженерных проектов
  9. Нормативно - техническое обеспечение;
  10. Сертификация, метрологическое обеспечение;
  11. Организация платных автомобильных дорог;
  12. Разработка программ и предложений и др.

Особое внимание Росавтодор уделяет совершенствованию нормативно-технической базы, формированию современной системы технического регулирования в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за счет переработки устаревших и разработки современных нормативно-технических документов в области технического регламентирования, стандартизации, совершенствования методической базы дорожного хозяйства.

С 2001 года в дорожном хозяйстве созданы и постоянно развиваются отраслевые банка данных:

  • отраслевая электронная библиотека научно-технических документов и отраслевых информационных ресурсов;
  • отраслевой фонд алгоритмов и программ;
  • отраслевой банк данных по научно-техническим разработкам;
  • отраслевой информационный фонд технических регламентов, стандартов и методических документов.

Работы по совершенствованию и актуализации отраслевых банков данных ведутся коллективом ФГУП «ИНФОРМАВТОДОР». Все вышеперечисленные банки данных снабжены поисковым аппаратом по нахождению требуемой информации при задании соответствующих критериев выбора.

Распоряжением Росавтодора от 06.10.2003 № ИС-867-р «Об отраслевом информационном фонде технических регламентов, стандартов и методических документов дорожного хозяйства и отраслевой информационной системе по техническому регулированию в дорожном хозяйстве» определена программа мероприятий по созданию отраслевого информационного фонда технических регламентов, стандартов и методических документов (далее - ФТРиС), который представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является отраслевым информационным ресурсом. ФТРиС содержит в своем составе электронные копии документов федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, имеющих отношение к дорожному хозяйству.

Первая группа - нормативы федерального уровня - включает два основных комплекса: Государственные элементные сметные нормы на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНп-2001) и Федеральные единичные расценки на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (ФЕР-2001, ФЕРр-2001. ФЕРм-2001, ФЕРп-2001).

Сборники Федеральных единичных расценок (ФЕР) - это, по существу, новый вид сметных нормативов. Они содержат единичные расценки по всей номенклатуре конструктивных элементов и видов строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. Особенность этих нормативов состоит в том, что принятые в них стоимостные показатели определены в уровне цен Московской области как базисного района. В качестве исходных данных при разработке ФЕР принять соответствующие показатели и нормативы, предусмотренные сборниками ГЭСН-2001, а также СНИР-Э1, сборниками ресурсных сметных норм на монтаж оборудования и специальные строительные работы, выпущенными в 1993-1995 годах. Уровень оплаты труда строительных рабочих принят в этих нормативах по данным статотчетности для базисного района Московской области по состоянию на 1 января 2000 года. Аналогичным образом разработаны сборники сметных цен на эксплуатацию строительных машин.

Следует иметь в виду, что введение новой сметно-нормативной базы не является одномоментным актом. Предстоит заново отработать механизм формирования инвестиционной строительной программы в новых нормах и ценах, включая переход на составление сметной документации по объектам всех форм собственности, различных ведомств и организаций всех отраслей и регионов, как вновь начинаемых объектов, так и переходящих с прошлых лет Комплекс работ по переходу на новую сметно-нормативную базу охватывает четыре стадии:

  • разработку и утверждение методических документов, регламентирующих порядок формирования новых нормативных комплексов, а также их утверждение Росавтодором и Госстроем РФ;
  • разработку определяемых централизованно сметных нормативов, а также их экспертизу и утверждение Росавтодором и Госстроем РФ с привлечением соответствующих организаций министерств (ведомств);
  • разработку и утверждение территориальных и отраслевых сборников единичных расценок на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы с их регистрацией в Росавтодоре и Госстрое РФ в составе региональной (отраслевой) сметно-нормативной базы;
  • организацию и проведение работы по переходу на практическое применение новых методических документов и сметных нормативов при определении стоимости строек, договорных цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

Особое значение при переходе на новую сметно-нормативную базу имеет создание территориальных единичных расценок. От их соответствия реальным условиям строительного производства в решающей степени зависит обоснованность стоимости строительства. Будучи «замыкающим звеном» в цепи сметного нормирования, единичные расценки, на которых строятся расчеты за выполненные работы и объекты строительства, формируют, в конечном счете, финансовые результаты деятельности участников строительства. Поэтому наиболее важно при их разработке выбрать такие методические приемы, которые будут учитывать конкретные условия строительного производства, возможности применения материалов и конструкций, строительных машин и другой техники, отвечающих требованиям проекта производства работ, использования строительных рабочих, квалификация которых соответствует характеру и специфике выполняемых работ (по условиям, разряду работы и т.п.).

В связи с этим разработчики при формировании единичных расценок пользовались возможностями определения способов отражения в показателях стоимости реально сложившихся условий производства работ, получения строительных материалов, их доставки от поставщиков до строительных площадок и т.п. При прошлых пересмотрах сметно-нормативных показателей формирование единичных расценок, сметных цен на материалы и условия использования строительной техники достаточно жестко регламентировалось по унифицированным правилам, процедурам и формам в масштабе страны. При нынешнем переходе эта работа, в том числе методическая, в полном объеме была передана на места. Это позволило региональным центрам ценообразования в строительстве избежать во многих случаях упрощенных подходов к учету особенностей отдельных строек и объектов при неизбежном усреднении ценовых показателей.

В ходе выполнения работ по переходу на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве наряду с отмеченными выше методическими документами, федеральными и региональными нормативами следует разработать и утвердить также другие нормативы, регламентирующие порядок определения сметных прямых затрат, накладных расходов, сметной прибыли, включая нормы на строительство временных зданий и сооружений, нормы дополнительных затрат, связанных с удорожанием работ в зимнее время, другие нормативы лимитируемых и прочих затрат.

Обобщая изложенное, следует отметить, что к настоящему времени выполнен лишь незначительный объем работ, необходимых для повсеместного перехода к применению новых нормативов. Имеется определенная часть регионов и отраслей, где эта работа не завершена, прежде всего, разработка территориальных и отраслевых сборников единичных расценок, сметных цен на материалы и сметных цен эксплуатации строительных машин. Преодолеть допущенное отставание и наверстать упущенное - весьма актуальная, хотя и непростая задача, решение которой позволит осуществить переход на применение новых нормативов во всех субъектах Федерации и отраслях экономики.