Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Любая совместная деятельность подразумевает партнёрские взаимоотношения, поскольку наибольшая её эффективность достигается посредством равной заинтересованности всех субъектов. Даже там, где имеется разница в статусе (начальник и подчинённые) и возрасте (взрослые и дети), элемент партнёрства во взаимодействии обеспечивает гармоничность такого сотрудничества.

Современная педагогика и особенно педагогика музыкальная, которая имеет дело с творческим процессом, в качестве важнейшего принципа выдвигает принцип сотрудничества. «Обучение - деятельность совместная, распределённая и другой быть не может» [1, 323]. Вышеизложенное в ещё большей степени касается концертмейстерской деятельности, как педагогической, так и исполнительской, подразумевающей ансамблевое взаимодействие.

К сожалению, далеко не каждый концертмейстер, работающий в сфере музыкального образования, вводит проблему партнёрства в круг своего профессионального внимания. Многие считают это несущественным или само собой происходящим. Иными словами, относясь со всей серьёзностью к своим исполнительским и, возможно, педагогическим задачам, они упускают из виду сложные психологические аспекты своей работы. На пути к установлению партнёрских взаимоотношений концертмейстера и учащегося-инструменталиста в процессе ансамблевого исполнительства имеются три основные трудности: разница в возрасте, разница в профессиональном уровне и разница в музыкальном вкусе. Для того, чтобы сделать более наглядными аргументы в пользу необходимости партнёрства, выделим несколько аспектов в данной проблеме.

Первый аспект наиболее очевиден - это функциональная необходимость партнёрства в ансамбле. Совместное исполнение вне зависимости от способа распределения между фортепиано и инструментом музыкального материала и исполнительским уровнем музыкантов, должно быть однородным, слитным, а не составным. Разделение репертуара инструменталистов на камерно-ансамблевый и сольный, к сожалению, укрепляет мнение о том, что если фортепианная партия носит аккомпанирующий характер, то функции концертмейстера - вспомогательные и никак не партнёрские. Это мнение не должно отражаться на работе профессионального концертмейстера, работающего с учащимися-инструменталистами, поскольку партнёрские взаимоотношения между участниками ансамбля необходимы в любых случаях.

Второй её аспект назовём педагогическим. Специфичность профессии концертмейстера заключается в сложном переплетении исполнительских, педагогических и психологических аспектов. Решение педагогических задач может быть успешным лишь при учёте психологической специфики партнёрского взаимодействия. Вопрос о том, когда следует приучать детей к творческому и осмысленному исполнению, и что требуется раньше - умение извлекать звуки или слышать и, соответственно, наполнять их смыслом, - был и остаётся самым важным вопросом музыкальной педагогики. Он может успешно решаться в инструментальных классах при участии концертмейстера и наличии партнёрских взаимоотношений.

Г.Цыпин, отмечая негативные моменты современного музыкального обучения, пишет: «Урок в музыкально-исполнительских классах, трансформируясь по сути в тренаж узкоспециальных профессионально-игровых качеств, подчас значительно обедняется по своему содержанию и музыкальному "наполнению". Преподавание в ряде случаев носит ярко выраженный авторитарный характер, ориентирует учащегося на следование заданному извне интерпретаторскому образцу, не развивая в надлежащей мере самостоятельности, активности, творческой инициативы...[1, 340].

При отсутствии партнёрских отношений исполнитель-инструменталист, лишаясь творческой свободы, подвергается удвоенному педагогическому воздействию. Педагог сосредоточен преимущественно на исполнительских проблемах ученика, а интерпретацию произведения диктует концертмейстер. В другом случае, концертмейстер не обременяет учащегося проблемой совместного поиска интерпретации, особенно если фортепианная партия предельно проста, и не ставит соответствующих задач перед солистом, хотя они в равной степени касаются обоих исполнителей.

Партнёрство, с одной стороны, значительно смягчая педагогические функции концертмейстера, с другой - является катализатором творческого процесса, бережного отношения к каждому звуку, к каждой фразе, что необходимо привить исполнителям с раннего детства.

Третий аспект партнёрства - эстетический, который предлагает взглянуть на профессию концертмейстера с позиции акмеологии, которая сближаясь с областью психологии, изучает принципы развития и возможности «совершенствования как личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях, чтобы оптимизировать своё соотношение с социумом, минимизировать несоответствие ему» [1, 330].

В данном случае такое несоответствие очевидно. Вполне понятно, что одна музыкально-исполнительская часть работы с начинающими или слабыми инструменталистами далеко не всегда несёт эстетическое удовольствие. С другой же стороны, партнёрское взаимодействие в ансамбле открывает совершенно иные горизонты для профессионального и человеческого совершенствования. Концертмейстеру необходимо владеть всеми видами межличностных коммуникаций, поэтому следует подчеркнуть, что коммуникабельность в сочетании с эмпатией и человеческим тактом - профессиональные качества, которые нужно воспитывать и развивать в себе так же, как и способность бегло читать с листа и транспонировать. «Опыт практической педагогики неопровержимо свидетельствует, что если специальные способности не будут развиваться под тотальным воздействием интенсивно развивающихся общих способностей, они выродятся в безжизненную, обескровленную технику» [2, 397].

Подводя итоги обоснованию важности данной проблемы, можно сказать, что партнёрство для концертмейстера один из индикаторов его профессионализма. Если уровень мастерства определяется не только узкоспециальными навыками, но и умением устанавливать партнёрский контакт в ансамбле, то нет необходимости терпеть «издержки» профессии - они воспринимаются как новые ступени, новые задачи, решение которых максимально мобилизует специфические для профессии исполнительские и педагогические ресурсы. Если любой исполнитель воспринимается концертмейстером как потенциальный партнёр, то достижение этого уровня взаимоотношений потребует индивидуального творческого подхода, изобретательности и доброй воли, где не будет места скуке и раздражению.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учеб. пособие. / Под ред. Г. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
  2. Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.