Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

Эффективность управления - это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей центров гигиены и эпидемиологии ЦГиЭ.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса потребителей на санитарно-эпидемиологические услуги. Вопросам социальной эффективности посвящен ряд научных разработок [1,2,3]. Вместе с тем, оценка социальной эффективности совершенствования санитарно-эпидемической службы, в том числе системы управления ЦГиЭ, разработана недостаточно.

Целью исследования явилось определение социальной эффективности совершенствования системы управления ЦГиЭ.

Исследование проводилось с применением методов и принципов системного подхода[4]. Проведено комплексное исследование[5] с использованием специально разработанных программ по поведению социологического исследования среди различных групп респондентов, структурно-функционального анализа ЦГиЭ, экспертной оценки качества и эффективности работы ЦГиЭ, изучению организации труда руководителей и специалистов, оценки методологии и технологии управления ЦГиЭ. Определены и апробированы в эксперименте организационные формы совершенствования управления ЦГиЭ. В частности установлено, что следует изменить организационную структуру управления ЦГиЭ, путем ликвидации должностей зам.директора ЦГиЭ и зав.отделениями гигиены детей и подростков,коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены труда и охраны окружающей среды, создания новых структурных подразделений или штатных должностей по социально гигиеническому мониторингу. В результате реорганизации структура управления ЦГиЭ была преобразована от пирамидальной на плоскую форму. Изменена система управления- была внедрена в деятельность ЦГиЭ система непрерывного повышения качества управления. Для изучения социальной эффективности проведено социологическое исследование среди руководителей и врачей-гигиенистов ЦГиЭ, руководителей немедицинских учреждений и населения по репрезентативной выборке.

Интегральный показатель социальной эффективности выражается по формуле:

СЭ = СЭу + СЭсэр + СЭот где,                 (1)

СЭ - интегральный коэффициент социальной эффективности;

СЭу - социальная эффективность от повышения уровня удовлетворенности совершенствованием управления;

СЭсэр - социальная эффективность от улучшения социально-экономического развития;

СЭот - социальная эффективность от совершенствования организации труда.

В данной работе мы рассматриваем методику определения социальной эффективности от совершенствования управления. Для определения социальной эффективности от улучшения социально - экономического развития учреждений санитарно - эпидемиологической службы и от совершенствования организации труда работников учреждений санитарно - эпидемиологической службы требуется дополнительные исследования в этом направлении

Социальная эффективность от повышения уровня удовлетворенности совершенствованием управления (СЭу) складывается из показателей удовлетворенности четырех групп респондентов (руководителей ЦГиЭ, врачей-специалистов ЦГиЭ, населения и руководителей немедицинских учреждений, организаций и предприятий) и определяется по формуле:

СЭу = УДЦ +УОС + УУЦ + УСР где, (2)

УДЦ, УСР, УУЦ, УОС - коэффициенты удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ, организационной структурой, управлением ЦГиЭ, своей работой

Коэффициент социальной эффективности удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ определяется как произведения отдельных показателей удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ различных групп респондентов:

УДЦ = УДЦр • УДЦВ • УДЦН •∙ УДЦРН где,

УДЦр,УДЦВ, УДЦН, УДЦРН -социальная эффективность от удовлетворенности руководителей и врачей-гигиенистов, населения, руководителей немедицинских учреждений деятельностью ЦГиЭ;

Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности руководителей ЦГиЭ деятельностью руководимый ими учреждений, определяется как отношение удельного веса удовлетворенных респондентов - руководителей до и после осуществления мероприятий по совершенствованию управления ЦГиЭ:

УДЦр = f где,

УДР, УДР - удельный вес удовлетворенных руководителей деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;.

УДЦр = f,

Коэффициент удовлетворенности врачей деятельностью ЦГиЭ рассчитывается по следующей формуле:

УДЦВ = f

У1ДВ, УДВ - удельный вес удовлетворенных врачей деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;

Выявлено что, если после внедрения комплекса мероприятий по совершенствованию управления 90,0%, то до совершенствования управления -68,9% врачей были удовлетворены деятельностью ЦГиЭ. Коэффициент удовлетворенности врачей деятельностью ЦГиЭ будет:

УДЦВ = f

Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности населения деятельностью ЦГиЭ определяется аналогичным образом:

УДЦН = f где,                        (6)

У1ДН, УДН - удельный вес населения, которые удовлетворены деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;

УДЦН = f

Коэффициент социальной эффективности от удовлетворенности руководителей немедицинских учреждений деятельностью ЦГиЭ вычисляется по формуле :

УДЦРНf                 (7)

где,

У1ДРН, УДРН -удельный вес руководителей немедицинских учреждений, удовлетворенных деятельностью ЦГиЭ после и до совершенствования управления;

УДЦРН = f

Используя формулу(10.3) находим величину коэффициента социальной эффективности от удовлетворенности деятельностью ЦГиЭ:

УДЦ = УДЦр • УДЦВ •∙ УДЦН •УДЦРН = 1,2 • 1,3 •∙ 2,2 •∙ 1,9 = 6,5

Социальная эффективность от удовлетворенности организационной структурой определяется как произведения коэффициентов удовлетворенности руководителей и врачей- гигиенистов ОСУ ЦГиЭ:

УОС = УОСр •∙ УОСВ где,                 (8)

УОСр,УОСВ - коэффициент удовлетворенности руководителей и врачей организационной структурой ЦГиЭ

Коэффициент удовлетворенности руководителей ЦГиЭ организационной структурой определяется по формуле:

УОСр f где,              (9)

У1ОР, УОР - степень удовлетворенности руководителей организационной структурой ЦГиЭ до, после его совершенствования

Совершенствованием организационной структуры ЦГиЭ были удовлетворены все руководители ЦГиЭ. Удельный вес удовлетворенных руководителей организационной структурой ЦГиЭ составлял 69,0%.Тогда, коэффициент удовлетворенности организационной структурой ЦГиЭ составит:

УОСр f

Коэффициент удовлетворенности врачей организационной структурой ЦГиЭ определяется аналогичным образом по формуле:

УОСВ= f где,            (10)

УОВОВ - степень удовлетворенности врачей организационной структурой ЦГиЭ после и до его совершенствования

Совершенствованием организационной структуры были удовлетворены 94,0% врачей .Уровень этого показателя до реорганизации ОСУ был 66,0% .По формуле 10.9 вычисляем коэффициент удовлетворенности врачей ОСУ ЦГиЭ:

УОСВ= f

С использованием формулы (7) вычисляем уровень социальной эффективности от удовлетворенности структурой ЦГиЭ:

УОС = УОСр •∙ УОСВ = 1,5 ∙1,4 =2,1

Социальная эффективность от удовлетворенности управлением ЦГиЭ состоит из произ-ведения уровня удовлетворенности врачей-гигиенистов и руководителей:

УУЦ= УУЦр •УУЦВ где,                          (11)

УУЦр,УУЦВ - коэффициент удовлетворенности руководителей и врачей управлением ЦГиЭ

 Коэффициент удовлетворенности руководителей управлением определяется отношением удельного веса удовлетворенных руководителей до и после осуществление мероприятий по совершенствованию управления:

УУЦр = f где,                  (12)

 УУР1, УУР - удовлетворенность управлением ЦГиЭ руководителей после и до совершенствования управления

УУЦр = f

Коэффициент удовлетворенности врачей управлением определяется по формуле:

УУЦВ = f где,                   (13)

УУВ1, УУВ - удовлетворенность управлением ЦГиЭ врачей после и до совершенствования управления

УУЦВ = f

Социальная эффективность от удовлетворенности управлением ЦГиЭ:

 УУЦ = 1,3 •1,1 = 1,43

 Социальная эффективность от удовлетворенности своей работой определили как произведения коэффициентов удовлетворенности своей работой руководителей ЦГиЭ и врачей:

 УСР= УСРР УСРВ где,                (14)

УСРР, УСРВ -коэффициенты удовлетворенности руководителей и врачей ЦГиЭ своей работой

Коэффициент удовлетворенности руководителей ЦГиЭ своей работой вычисляли по формуле:

УСРр = f где,               (15)

У1РР, УРР - удовлетворенность руководителей ЦГиЭ своей работой после и до совершенствования управления

По формуле 10.14, находим уровень коэффициента удовлетворенности руководителей ЦГиЭ своей работой:

УСРр =  f

Коэффициент удовлетворенности врачей своей работой выражается по формуле:

 УСРр = f                   (16)

У1РВ, УРВ - удовлетворенность врачей ЦГиЭ своей работой после и до совершенствования управления

Коэффициент удовлетворенности врачей своей работой будет:

УСРр =  f

Используя формулу (13) определяем социальную эффективность от удовлетворенности своей работой кадров управления ЦГиЭ:

УСР= УСРР УСРВ=1,6 • 1,2=1,92

Используя формулу (10.2) определяем социальную эффективность в связи с повышением удовлетворенности различных групп респондентов совершенствованием управления ЦГиЭ:

СЭу = УДЦ +УОС + УУЦ + УСР = 6,5+2,1+1,43+1,92=37,5

СЭу=11,95

Социальная эффективность от совершенствования управления ЦГиЭ составляет 11,95. Таким образом, совершенствования организационной структуры управления ЦГиЭ дает ощутимую социальную эффективность и является дополнительным подтверждением целесообразности комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления санитарно-эпидемиологической службой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Короп А.Ф. Методика определения и оценки медицинской социальной и экономической эффективности внедрения результатов научных исследований в практику здравоохранения (методические рекомендации). Харьков, 1996, 24 с.
  2. Короп А.Ф., Федченко Ю.Г., Сокол К.М. Результаты социологического исследования по оценке организации качества и эффективности специализированной медицинской помощи. Проблеми медичноi науки та освiти, 2000, №3, с.4-6.
  3. Юрченко В.Д., Гульчий Н.В., Гадчук В.И. Методико-социологическая информация - составная часть системы оценки качества медицинских услуг. Киев, 1993, 29 с.
  4. Лисицин Ю.П. Комплексные социально-гигиенические исследования, их место и перспективы. Сов. здравоохр., 1973, №6, с.16-22.
  5. Шиган Е.Н. Системный анализ в здравоохранении. М., изд.ЦОЛИУВ, 1982, с.72.