Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Vasilev S.A. Pachurin G.V.
В процессе эксплуатации большинство деталей машин и механизмов подвергаются циклическим нагрузкам, как на воздухе при разных температурах, так и в присутствии коррозионных сред. Поэтому проблема выносливости материалов в различных условиях эксплуатации актуальна для всех отраслей промышленности.

При оценке работоспособности металла кроме параметров статической прочности и пластичности необходимо располагать характеристиками выносливости с учетом различных факторов: геометрических, формы и частоты изменения цикла, концентраторов напряжений, видов и режимов технологической обработки, температуры и среды испытания и т.д.

Существует мнение о том, что оценивать влияние этих факторов на работоспособность конструкционных материалов в готовом изделии следует лишь по результатам натурных испытаний. Однако последние существенно менее информационноемкие, так как:

1 - позволяют получать данные для оценки работоспособности изделия, к сожалению, лишь после того, как оно изготовлено из вполне определенного сплава и по конкретной технологии, а не на стадии его проектирования и поиска оптимального выбора материала и его технологической обработки;

2 - не могут дать сведения для сравнительной оценки и прогнозирования выносливости металлических материалов в различных состояниях и разных условиях работы, а отражают лишь конкретно и не дифференцированно конструктивные особенности изделия;

3 - являются, как правило, форсированными и обычно неэквивалентно отражают особенности накопления повреждений, свойственных реальным режимам эксплуатации и, к тому же, весьма дорогостоящими.

Кроме того, при жестком требовании снижения металлоемкости машин и технических устройств бывает трудно избежать появления в ответственных деталях усталостных трещин. Однако в некоторых материалах они могут возникнуть сравнительно рано и большую часть своей «жизни» детали вынуждены работать с трещинами. Поэтому для полной оценки их работоспособности желательно располагать не только параметрами циклической долговечности и усталостной прочности, но и максимальной информацией о процессе накопления повреждений на всех этапах усталостного разрушения конструкционных материалов: стадии зарождения трещин, их последующего развития вплоть до полного разрушения. Все это обусловливает необходимость совершенствования методики усталостных испытаний металлических материалов. Сведения же по методическим вопросам исследования процесса разрушения металлических материалов в различных условиях нагружения в литературе весьма разрозненны и не систематизированы. Особенно это актуально для тех случаев, когда прямое наблюдение процесса структурной повреждаемости методически затруднительно, а порой и не возможно, например, в условиях криогенных и повышенных температур или в присутствии коррозионных сред.

Авторами разработана и успешно апробирована на широком классе металлов и сплавов технология комплексного исследования механических свойств и процесса разрушения технологически обработанных металлических материалов в различных условиях нагружения (статического при разных температурах, циклического на воздухе при низких, комнатной и повышенных температурах, а также при комнатной температуре в условиях присутствия коррозионной среды).