Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В Дагестанской государственной медицинской академии последние годы широкое применение находят нетрадиционные формы и методы проверки знаний с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблиц и другие). Разнообразные тестовые задания могут успешно применяться как в целях текущей, так и итоговой проверки знаний и умений студентов. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят применение на разных этапах занятия: проверка и закрепление знаний, изучение нового материала. В последнем случае тестовые задания носят обучающий характер. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами и методами проверки, что повышает объективность оценки результатов обучения. Особенно важно сочетать тестовую проверку с проверкой практических умений. Например, наряду с тестовыми заданиями для проверки знаний о строении и функциях растительных тканей организуется работа по приготовлению и рассматриванию микропрепаратов тканей. Студенты дают описание методики приготовления и рассмотрению микропрепаратов, освещают особенности строения ткани в связи с выполняемыми функциями. Эффективно применение тестовых заданий на занятиях с проведением лабораторной работы, когда важно быстро выявить степень понимания учебного материала. Реализации дифференцированного подхода на занятиях способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного ответа, в то время как задания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявления последовательности процесса предлагаются для более подготовленных студентов. Однако, по мере обучения работе учащихся с подобными заданиями они становятся обязательными для всех. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания. Нетрадиционные формы и методы проверки применяются для итогового контроля. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить по завершении изучения крупной темы или ряда тем, в конце семестра и учебного года. В практику обучения биологии начинает внедряться зачетная система, в соответствии с которой в течение учебного года проводится несколько тематических зачетов. Таким путем удается осуществлять систематический контроль знаний учащихся по отдельным темам или более крупным блокам знаний по ряду тем, проверить уровень усвоения студентами всей системы знаний, преодолеть главный недостаток - выставление отметки за знание ограниченного круга вопросов. Целесообразно в тесты включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к моменту проведения зачета студенты уже должны овладеть умением работать с различными заданиями. В то же время для итоговой проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного ответа, в меньшей степени ориентировать на проверку отдельных фактов, деталей. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности.

При обучении биологии важное место имеет проверка не только знаний, но и умений. Контролировать умения довольно трудно, поскольку это занимает много времени. Однако с помощью тестов можно быстро выявить уровень овладения умением сразу у многих учащихся. Прежде всего, необходимо контролировать умения включенные в требования стандарта высшего образования. Для проверки умения проводить наблюдения объекта или процесса в ответах к заданию также дается описание действий. При этом оно может включать как правильные, так и неправильные действия. Студент должен выбрать только правильные и расположить их в нужной последовательности. В связи с задачей формирования у студентов интеллектуальных умений остро встает проблема проверки овладения ими. Поэтому необходимы тестовые задания, которые позволили бы быстро проверить степень сформированности интеллектуальных умений. В обучении биологии особенно часто приходится пользоваться сравнением, установлением причинно-следственных связей, формированием выводов. Важно проверять умение проводить опыты, делать из них выводы. Для этого также используются тестовые задания различного типа: на выбор нескольких правильных ответов, на определение их последовательности, на распределение ответов по группам, на работу с рисунками и другие.