Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Стабильность и финансовое благополучие предприятия обеспечивается его деловой активностью и поведением в том или ином сегменте рынка. В условиях конкурентной борьбы следует постоянно отслеживать появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, своевременно адаптироваться к изменению ситуации на рынке и соответственно пересматривать существующие принципы функционирования фирмы. Устоявшиеся понятия, пути организации и ведения бизнеса, приемлемые и устраивающие руководство предприятия вчера, могут негативно повлиять на динамику развития предприятия сегодня. Чтобы не только достигнуть, но и удержать позицию лидера предприятию необходимо повышать уровень технологичности и эффективности бизнес-процессов. Успех в привлечении потенциальных клиентов зависит от оперативности и четкости выполнения требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка.

В условиях конкуренции клиенты имеют возможность сравнить и выбрать лучший уровень сервиса и, соответственно, предъявляют повышенные требования к его качеству. Качество логистического обслуживания - это удовлетворение запросов потребителей, выраженное в надлежащем выполнении заказов, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг, а также постоянном стремлении к повышению уровня сервиса.

Система управления логистическим обслуживанием основана на следующих принципах:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация на бизнес-процесс;
  • ориентация на предотвращение ошибок и сбоев;
  • ориентация на постоянное совершенствование.

Основные концепции логистического обслуживания: Customer Satisfaction и Consumer Service. Их суть в построении таких отношений с потребителем, в рамках которых возможно решение практически всех его проблем на основе изучения его потребностей («клиент всегда прав»). Основная задача заключается в помощи заказчику сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным.

Реорганизация и реструктуризация компании с целью роста эффективности бизнеса на основе логистического подхода дает дополнительные возможности для дальнейшего снижения затрат и себестоимости продукции, повышения качества обслуживания потребителей. Одно из условий распространения концепции логистики в России как основы построения бизнеса - готовность российского предпринимателя к кардинальному изменению отношения к потребителю и партнерам.

По мнению аналитиков, руководителям многих российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны, но применяются лишь в отдельных случаях и, часто, на интуитивном уровне, в связи с чем задача разработки научной и методологической основы для эффективного применения логистической концепции в бизнесе является весьма актуальной для российских ученых.

Логистика представляет собой бизнес-концепцию, базирующуюся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании. Логистическая система компании эффективно работает на потребителя тогда, когда основные ее элементы, такие, как закупки, производство, хранение, транспортировка и распределение, действуют как единый четко отлаженный механизм. По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок способно сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер, охватывая все этапы от момента возникновения потребности в товаре до момента ее удовлетворения:

  • изучение рынка, прогнозирование уровня спроса, поиск потребителей и заключение договоров на поставку готового товара, включая платежно-расчетные операции;
  • приобретение сырья, основных и вспомогательных материалов, а также других ресурсов, необходимых для производства готовой продукции в соответствии с заказом;
  • непосредственное изготовление продукции;
  • реализация заказа, включая хранение готовой продукции на складе и ее отгрузку.

Функции логистики можно описать следующим образом: потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания, при определенном уровне затрат.

Для систематизации логистических процессов, а также внедрения логистического управления в повседневную деятельность компании необходимо создать самостоятельное подразделение - службу логистики. Она должна напрямую подчиняться руководству фирмы.

В организационной структуре компании почти все функции управления взаимосвязаны с логистической системой. Поэтому служба логистики должна тесно взаимодействовать с различными функциональными подразделениями фирмы, обеспечивая оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании. Создание такой службы позволяет увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании и бизнес-процессы партнеров и потребителей.

В структуре службы логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединены в мощный централизованно-управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных отделов и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями и поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели фирмы. Внедрение современного логистического управления в практику предпринимательства способно повысить организационно-экономическую устойчивость фирмы на рынке. Использование концепции логистики - один из основных резервов, позволяющих снизить уровень общих затрат ресурсов предприятия.