Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Интеграция социума с производством, развитие производственных отношений и социальная ответственность бизнеса - являются ключевыми проблемами, находящимися в фокусе внимания ученых и практиков последних лет. Известно, что основной целью предприятия, независимо от его миссии, функции и других сущностных характеристик, является производство, т.е. начальная стадия воспроизводства, в ходе которой создаются экономические блага, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Значительно меньшее внимание уделяется социальному аспекту, вопреки тому значения, которое он имеет в формировании экономических результатов. В доказательство такого утверждения отметим, что процесс реформирования и реструктуризации, проводимый на уровне предприятий, затронул только производственную сторону, в то время как социальная политика не изменила поле своей функциональной деятельности на уровне предприятия. При этом на общегосударственном уровне часто реализуются проекты, цель которых заключается в изменении сложившейся ситуации относительно интеграции социума и производства.

Названная интеграция наиболее рельефно проявляется в практике функционирования градообразующих предприятий, которые представляют собой территориально-поселенческие комплексы и объекты социально-экономического управления, обретающие статус целостной комплексной системы в случае устойчивого состояния всех его элементов. К числу основных элементов относятся формы собственности, профессиональная ориентация работников, механизмы государственного управления, определяющиеся экономическими, политическими, социокультурными, природно-климатическими и другими условиями.

Так, например, для Иркутской области доминантным признаком выступает развитие добывающей и перерабатывающей отраслей промышленности в таких городах как: Ангарск, Байкальск, Бодайбо, Братск, Железногорск-Илимский, Мама, Саянск, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Усть-Кут, Черемхово и Шелехов.

Сложные и противоречивые процессы, протекающие в этих городах, глубоко трансформирует социально-структурные отношения, затрагивает интересы различных социальных групп населения. В этой связи целесообразным представляется выявить новую систему отношений социального равенства-неравенства, справедливости-несправедливости, согласия-несогласия, свободы-зависимости внутри социально-производственной структуры предприятия. Данная проблематика все чаще привлекает внимание российских социологов. Разным аспектам функционирования социально-производственной структуры в контексте социальной стратификации посвящены научные труды Л.А. Беляевой, Л.А. Гордона, 3. Т. Голенковой, Т. И. Заславской, Е. Д. Игитханян, Н.И. Лапина, В.В. Радаева, М. Ф. Черныша, О. И. Шкаратана и др.

Проведенный теоретический анализ показал, что современные градообразующие предприятия развиваются в тесной взаимосвязи со стратификационной структурой общества. Именно этот аспект концептуального анализа проблемы не получил должного освещения в научной литературе. Как правило, анализу подвергается круг социальных проблем, связанных с исследованием экономических ориентаций, отношения к проводимым в стране реформам, социально-политической ситуации на градообразующих предприятиях.

На наш взгляд, прежде всего, целесообразно проведение типологического анализа социально-производственной структуры градообразующих предприятий в социально стратификационном аспекте. Заслуживают внимания основные тенденции интеграции социальных групп трудящихся, занятых в этих производствах - рабочих, служащих, специалистов, административного персонала, в социальные слои, занимающие различные места в системе отношений собственности, общественной организации труда и распределения.

С этой целью нами был проведен теоретический анализ документальных источников, в числе которых: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 гг. и др. [1, 2, 3, 4].

При рассмотрении элементов, включенных в производственную структуру и во властные отношения, относительно распределения власти на производстве как фактора, влияющего на социальные характеристики персонала, выявлена, сегрегация составляющих социально-производственной структуры градообразующего предприятия. Обнаружилось, что управление элементами социально-производственной структуры предприятия будет эффективным, если интересы горожан становятся основой реализации общих социальных целей, с одной стороны, а с другой, - формирования системы экономического прогнозирования развития на ближайшую и дальнюю перспективы.

Проведение курса на последовательную интеграцию социума с производством с необходимостью предполагает выявление общественного мнения по вопросам социально-экономического развития города, взаимодействия местных органов управления с градообразующим предприятием. Комплексный анализ предусматривает изучение стратификационного строения социально-производственной структуры градообразующих предприятий различных форм собственности, интеграции социальных групп трудящихся, занятых в производстве, в социальные слои, занимающие различные места в системе отношений собственности, общественной организации труда и распределения. В качестве приоритетных направлений анализа могут выступить: исследование положения различных социальных групп, включенных в производственную структуру и во властные отношения; исследование распределения власти на производстве как фактора, влияющего на социальные характеристики людей; исследование усиления социальных дистанций между социально-профессиональными группами в зависимости от уровня материальной обеспеченности, удовлетворенности социальным статусом работника и его положением в системе социально-производственных отношений; исследование процесса формирования и реализации корпоративно-производственных интересов и проч.

Учитывая вышеизложенного, можно заключить, что социально-производственная структура градообразующих предприятий прочно увязана с политикой органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также с позицией жителей городов.

В этом отношении интерес представляет Сибирский регион, который относится к территории с «благоприятной» структурой моноотраслевого производства, ориентированного на развитие добывающих и обрабатывающих отраслей, как мы писали ранее. Одним из путей преодоления монопрофильности экономики градообразующих предприятий является расширение межрегиональных связей и формирование полипрофильного производства. Как показывает практика, любые социальные проекты и концепции развития социально-производственной структуры градообразующих предприятий не могут быть реализованы без учета двух основных условий. Первое условие связывается с заинтересованностью систем государственного управления в развитии данных направлений. Другим условием реализации проектов и концепций является определенная система взаимодействия городов и предприятий. Именно здесь возможна интеграция предприятия с социумом, которая послужит толчком к дальнейшему развитию градообразующих предприятий. В свою очередь, подобное взаимодействие, направленное на решение текущих и перспективных задач, может стать фактором, способствующим сохранению и развитию городов.

Более глубокому пониманию проблемы способствует рассмотрение соотношения числа жителей муниципального образования с числом работников градообразующего предприятия. Рассмотрим данное соотношение на примере Иркутской области (см. таблицу 1).

Из таблицы 1 видно, что в среднем по Иркутской области рассмотренное соотношение составляет 18%. Данный показатель является достаточно высоким, учитывая особенности отраслей специализации Сибирского региона, тенденции или отсутствие таковых в налаживании устойчивой связи органов государственного управления с предприятием для дальнейшего укрепления благосостояния региона, отрасли и конкретных граждан, связанных с предприятием и городом, образованном на нем.

В заключение отметим, что процесс реформирования градообразующих предприятий протекает достаточно сложно, в особенности на уровне различных регионов. Сибирский регион в лице Иркутской области выступает показателем неравномерности функционирования градообразующих предприятий. Анализ показателей 13 градообразующих предприятий Иркутской области демонстрирует, что одним из ведущих факторов функционирования их социально-производственной структуры является фактор интеграции социума с производством. На этой основе видятся основные пути для эффективной разработки программ социально-экономического развития регионов.


Таблица 1. Соотношение числа жителей муниципального образования с числом работников градообразующего предприятия

Название градообразующего предприятия

Число жителей муниципального образования, тыс. чел

Число работников градообразующего предприятия,

тыс. чел

Соотношение работников градообразующего предприятия, в%

1

АО «Ангарская нефтехимическая компания»

269,1

41,7

15,5

2

ОАО "Лензолото"

30,9

10,6

34,3

3

ОАО «Братский алюминиевый завод»

345,9

10

2,9

4

ОАО «Братсккомплексхолдинг» с дочерней компанией ОАО «Целлюлозно-картонный комбинат»

4,7

4,8

5

ОАО «Саянскхимпром»

97,6

40,2

41,2

6

ОАО «Коршуновский ГОК»

71,9

13

18,1

7

ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»

46,8

4,3

9,2

8

ОАО «Усольехимпром»

159,5

2,4

1,5

9

ОАО «Производственное объединение Усть-Илимский лесопромышленный комплекс»

129

35,2

27,3

10

ЗАО «Верхне-Ленское речное пароходство»

70,5

23,1

32,8

11

Завод «Востсибэлемент»

86,2

12,4

14,4

12

ОАО «СУАЛ филиал ИркАЗ»

62

10,8

17,4

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный Закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ"- 2003 г. № 40 .- Ст. 3822
  2. Постановление от 03 июня 1999г №4036-II ГД. «О проекте федерального закона «О промышленном градообразующем предприятии».// Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти - 1999 г. № 14 .- Ст. 1678
  3. Постановление от 24 января1997 г. №79 «О мерах по развитию муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов)» // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти - 1997 г. № 12 .- Ст. 543
  4. Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 гг. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд. АО Норма плюс, 2005. - 12 с.
  5. Динамика социальной структуры и трансформация общественного сознания (круглый стол) // Социс. - 1998. - № 12. - 89 с.
  6. Заславская, Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. - С. 5-18.
  7. Тихонова, Н.E. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике / Н.E. Тихонова. - М.: Дело, 1999. - 367 с.