Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Старение организма неизбежно сопровождается ослаблением защитной функции его иммунной системы, что сопровождается увеличением заболеваемости злокачественными новообразованиями и повышением чувствительности к инфекциям в пожилом и старческом возрасте. Причиной этого являются необратимые изменения в органах иммуногенеза, проявляющиеся прежде всего в редукции их лимфоидной ткани. Вместе с тем, современные исследования доказали, что несмотря на относительно раннюю возрастную инволюцию центрального органа иммунной защиты - тимуса - даже значительная степень его гипотрофии позволяет ему оставаться функционально активным и способным долгое время обеспечивать потребность «периферии» в Т-лимфоцитах. Возрастная динамика популяций Т-лимфоцитов в периферических органах, прежде всего в селезенке, изучена значительно меньше; особенно справедливо это в отношении изменений иммуноархитектоники органа в различные возрастные периоды постнатального онтогенеза, комплексная оценка которой с применением иммуногистохимических методов исследования до последнего времени не предпринималась (М.Р.Сапин и Д.Б.Никитюк, 2000; van Rooijen N., 1990; H.Takeuchi et al., 2001; O.Trubiani et al., 2002; M.Svensson et al., 2004; L.Alos et al., 2005; J.Diao et al., 2006; K.B.Koh et al., 2006).

Целью настоящего исследования является иммуногистохимическое изучение возрастной динамики Т-лимфоцитов и их субпопуляции - Т-супрессоров/цитотоксических лимфоцитов в белой пульпе селезенки экспериментальных животных.

Для достижения данной цели проведена количественная иммуногистохимическая оценка распределения CD3+ и СD8+ лимфоцитов в белой пульпе селезенки белых крыс породы Sprague-Dawley в возрасте 3 недели, 3 и 12 месяцев. В каждой возрастной группе было по 8 животных, таким образом общее количество животных в исследовании составило 24 крысы-самца. Животные забивались под анестезией, селезенка и тимус взвешивались, фиксировались формалином, заливались в парафин. Срезы толщиной 3 мкм, изготовленные на ротационном микротоме фирмы Leica (ФРГ), окрашивались гематоксилин-эозином и иммуногистохимически на маркеры CD3 и CD8 c применением АВС-метода и последующего количественного анализа изображения гистологических срезов. Статистическая обработка данных морфометрического анализа осуществлялась в программе Excel с установлением достоверности различий при p<0,05.

Как показало иммуногистохимическое исследование, популяция CD8-иммунореактивных клеток имеет отчетливую возрастную динамику среди CD3-позитивных лимфоцитов. CD8-иммунореактивные клетки встречаются в умеренных количествах в красной пульпе, в малых количествах - в маргинальной зоне, единичными - в мантийной зоне лимфоидных узелков селезенки всех трех возрастных групп, однако сконцентрированы они в периартериальных лимфоидных влагалищах (ПАЛВ). По мере увеличения калибра ПАЛВ доля их среди лимфоидных клеток возрастает. Плотность иммунореактивных клеток выше во внутренней зоне ПАЛВ по сравнению с наружной. Доля CD8+клеток достоверно увеличивается в средней возрастной группе по сравнению с младшей (p<0,01) и обнаруживает тенденцию к снижению при переходе из средней возрастной группы в старшую, оставаясь при этом более высокой, чем в младшей возрастной группе (p<0,05). Корреляция динамики иммунореактивности по CD8-иммунореактивным клеткам с возрастным изменением относительной массой тимуса была прямой, средней по силе и недостоверной (p>0,05).

Таким образом, предпринятое исследование продемонстрировало возрастное увеличение доли Т-лимфоцитов и их CD8+субпопуляции в белой пульпе селезенки экспериментальных животных при переходе от преювенильного к молодому возрасту с последующим ее снижением в зрелом возрасте. Отмеченная Т-клеточная динамика в селезенке крыс изученных возрастных групп как крупнейшем периферическом органе иммуногенеза отражает возможные возрастные изменения клеточного иммунного ответа у экспериментальных животных.