Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

На состоявшейся 5-ой конференции стран - участниц Болонского процесса были отмечены [1] необходимые изменения в системе образования, из которых в рамках данной тематики отметим п.3.

«3. Болонский процесс - Контроль качества. Система контроля крайне важна в ситуации, когда мобильность и система кредитования набирают темп, и развивается дистанционное обучение» [1].

Проблема оценки качества в России не решена. Одна из причин неясность того, что же понимать под качеством образования в России.

Качество - в системе образования любой страны имеет два аспекта: нормативный и рыночный. Нормативное качество - формальная совокупность свойств и характеристик образовательных услуг, обусловливающих их способность удовлетворять минимальные потребности потребителей в получении образования. Оно определяется существующими нормативами в каждой стране, в частности, в России ГОСами, учебными и рабочими программами. Этот аспект качества образования присутствовал в единственном виде в системе монополизированного государственного образования. Это качество определяется мерой соответствия образовательных услуг требованиям образовательных стандартов, договоров на подготовку специалистов и т.п. Оно оценивается за период обучения.

Второй аспект качества рыночный. Он включает понятие "сравнительное качество" получения образования и служит мерой конкурентоспособности специалиста на рынке труда. Эта характеристика определяется спросом-предложением на рынке труда, уровнем подготовки в конкретном вузе, индивидуальными способностями обучаемого. Это качество определяется результатом применения полученных знаний и квалификации специалиста для продвижения в служебной и карьерной деятельности в возможности устойчивого положения в обществе. Оно оценивается после периода обучения.

По логике оба аспекта должны дополнять друг друга, однако в России пока используют первый подход. Существенным недостатком нормативного качества в условиях динамически меняющихся требований является несоответствие длительного периода разработки и использования стандарта периоду изменений в процессе обучения и появлению новых требований к специализации и методам обучения.

Это отражает состояние информационной ассиметрии, которое Дж. Аккерлоф называет «Проблемой царя Соломона», при которой менее квалифицированный руководитель пытается оценить работу квалифицированного специалиста. По существу система стандартизации образования в России это попытка создать нормативный контроль за деятельностью специалистов, при котором неквалифицированный чиновник выносит суждение о работе квалифицированных специалистов не по их достижениям, а по степени соответствия или несоответствия.

В остальных случаях качество образования оценивают экспертными методами. Однако и здесь существуют «подводные камни». Одной из характерных экспертных ошибок является ошибка, которую называют «догма одномерности». Она состоит в том, что сложный процесс и явление пытаются отобразить только одним показателем. Разновидностью «догмы одномерности» является «догма односторонности», когда сложное многостороннее явление пытаются оценить только с одной стороны.

Преодоления такой ситуации требует специальных подходов, одним из которых является использование оппозиционных переменных. Оппозиционные переменные - это переменные, отражающие два противоположных качества, например, «хороший-плохой», «сильный-слабый», «достоинства-недостатки» и т.д. Эти переменные могут дополнять друг друга, так у каждого объекта можно найти как достоинства, так и недостатки. Именно такой подход используют при SWOT , PEST и других видах качественного анализа.

При анализе качества образовательных услуг целесообразно рассмотреть такие оппозиционные характеристики образовательной услуги как «качественность» и «не качественность» или «качественная» и «не качественная» (образовательная услуга). Рассматривая их как оппозиционные переменные можно проанализировать факторы их обуславливающие, для того чтобы минимизировать «некачественную» составляющую и усилить «качественную».

Рассмотрим факторы, влияющие на эти характеристики качества образовательных услуг в сфере высшего образования. Потребность в образовательных услугах обусловлена: желанием освоить определенную профессию, занять определенную должность, получить конкретный уровень образования, получить дополнительную квалификацию, занять место в обществе, сделать карьеру [2]. Образование рассматривается в современном мире не только как престижность, но и как средство выживания [1]. Рассмотрим факторы, которые влияют на эти оппозиционные переменные.

Факторы, которые влияют на «качественную» переменную

Хорошая информационная поддержка процесса обучения. Хорошие социальные условия. Высокая заработная плата. Наличие свободного времени для самоподготовки. Наличие оплачиваемого времени для проверки заданий. Хорошая социальная атмосфера в коллективе. Возможность адаптировать учебную программу к последним достижениям науки и техники. Чтение научной и педагогической периодической литературы.

Возможность самообразования. Самосовершенствование преподавателей. Дифференциация преподавателей по квалификации и видам работ. Стимулирование преподавателей к подготовке методических материалов. Возможность получения грантов. Возможность выполнения НИР. Соблюдение авторских прав и прав собственности на объекты интеллектуальной собственности. Высокий карьерный рост выпускников вуза. Высокое трудоустройство выпускников вуза. Умение выпускников самостоятельно решать новые задачи.

Факторы, которые влияют на «некачественную» переменную

Низкая заработная плата. Высокая нагрузка. Нарушение правила «второй половины дня» (характерно для всех коммерческих вузов РФ). Принуждение подготовки методических материалов без оплаты или иной компенсации. Подготовка тестов одними специалистами, а использование их труда другими. Более высокая нагрузка на квалифицированных специалистов, при относительно равной заработной плате с менее квалифицированными. Принуждение к работе без оплачиваемого отпуска. Недостаток кадровых ресурсов. Контроль качества только по нормативам (ГОСам), которые быстро устаревают. Несоответствие уровня контролирующих органов, квалификации практиков педагогов. Нарушение авторских прав преподавателей. Нарушение авторских прав и прав собственности соискателей на ученые степени. Посредничество при выполнении работ по грантам или НИР со стороны пережитка СССР в виде НИЧей, которые ничего не дают, а только создают дополнительные материальные и временные издержки. В целом НИЧи снижают рентабельность НИР и исключают работу, которая приносить менее 5-10% прибыли.

Факторы, которые, в зависимости от конкретных условий могут влиять на ту и другую переменную.

Подготовка абитуриентов. Социально-экономическая обстановка в регионе. Условия жизни преподавателей. Условия жизни студентов. Транспортная ситуация при проезде до места работы или учебы. Криминальная обстановка в регионе. Возможность отдыха. Эффективная работа профсоюзных организаций. Обеспечение методической учебной литературой.

Анализ и систематизация этих факторов поможет дать более объективную сравнительную оценку качества образования и повлиять на его повышение. Более детальный анализ лежит за рамками настоящей статьи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Gouerly M.B. Bologna in Global Context: Futuche Chalanges and Opportunities for Eurupean Higher Education Area // Bologna Process Ministeral Meeting London, May 2007.
  2. Савиных В.П., Цветков В.Я. Маркетинг образовательных услуг // Геодезия и аэрофотосъемка. - 2007. - №4. - с. 169 - 176.