Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Освоение педагогического взаимодействия есть увлеченный, непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой как учителя, так и ученика. И результат этой работы должен приносить личностное удовлетворение. Только в этом случае обучение будет процессом совместного творчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности как педагога, так и ученика.

Ученик является главным действующим лицом в учебном процессе. Период школьной жизнедеятельности - есть период его наиболее интенсивного развития, физического роста, полового созревания, развития всех личностных функций и индивидуальности, становления фундамента будущего профессионала и зрелости растущего человека.

Сегодня нашему обществу нужны творческие личности , которые могут и хотят быть активными, сознательными строителями своей жизни. Соответственно, развитие личности ученика в условиях образовательного процесса, достижение им вершин в учении и других видах деятельности, являются важнейшими задачами образования. Проблема повышения качества образования неразрывно связана с проблемой изменения качества человека, с его опережающим развитием в системе образования. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод: необходимо изменить не только содержание и объем информации, а стратегию обучения детей, которым предстоит жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Чтобы соответствовать современным требованиям к развитию личности, ученику необходимо стать субъектом своего образования, активно стремящимся достичь вершин в своей деятельности (прежде всего - учебной как определяющей будущие рубежи), готовым и способным заниматься своим самосовершенствованием, готовым и способным к творчеству.

На наш взгляд, представляется важным формирование акмеологической позиции ученика в учебном процессе, которая могла бы выступить предпосылкой и показателем личностной зрелости ученика как человека, как будущего профессионала.

Отметим, что понятие «позиция» является междисциплинарным, отражающим интегральную наиболее обобщенную характеристику, как личности, так и места, которое она занимает в образовательном процессе.

Понятие «позиция» в психолого-педагогической литературе традиционно определяется на основе теории отношений как сложная, наиболее устойчивая, интегративная система отношений к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении, действиях и поступках (Б.Г.Ананьев, А.Г.Ковалев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев) (2).

Позиция личности оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, отражает его мировоззрение, личностные принципы. Как система отношений позиция определяет поведение личности в каждый данный момент.

Каковы же основные признаки акмеологической позиции ученика в учебном процессе:

  • Субъектность. как личностная активность ученика в освоении разных форм общественной жизни и различных видов деятельности (как учебной, так и социальной);
  • Адаптивность как умение принимать условия среды, использовать их в целях личностного развития;
  • Сформированность гуманистических ценностей как системы регулирующей поведение и деятельность личности, определяющей не только мотивационно-потребностную сферу, но и направленность личности на реализацию своего потенциала в социуме;
  • Стремление к самореализации как полному раскрытию своих способностей, которое возможно лишь в общественно значимой деятельности. При этом осуществление этой деятельности должно детерминироваться не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире, включаясь в познание и присвоение общечеловеческих ценностей.

Данные характеристики акмеологической позиции ученика должны своевременно активизироваться педагогами на каждой ступени школьного обучения и обеспечивать его готовность к жизненному самоопределению, построению собственной программы жизни , к выбору для себя ценностных приоритетов и критериев успеха.

Следовательно, акмеологическая позиция ученика - это личностная ориентация на успех в различных видах деятельности, в межличностных отношениях как в процессе обучения и воспитания, так и в дальнейшем развитии своего творческого потенциала. Акмеологическая позиция - есть форма активности личности.

Ведущими условиями формирования акмеологической позиции ученика в учебном процессе являются:

  • развитие акмеологической позиции самого педагога;
  • ориентация в процессе обучения на социально-педагогический, компетентностный, деятельностный, личностно ориентированный подходы, способствующие становлению личности;
  • создание развивающей акмеологической среды, способствующей личностному росту ученика и становлению личностной и социальной зрелости;
  • педагогическая поддержка, как основной принцип взаимодействия педагога и ученика в образовательном процессе.

Если описанные выше признаки акмеологической позиции получать свое достаточное развитие в созданных в учебном процессе акмеологических условиях, то можно будет говорить об акмеологической зрелости ученика, как о «периоде расцвета» в развитии растущего человека.

Акмеологическая зрелость, на наш взгляд, будет проявляться в:

  • интеллектуальности как высоком развитии познавательных способностей, эрудиции, прогнозировании своего образования;
  • активности как инициативном воздействии на окружающую среду, на других людей и себя;
  • организованности как последовательности, умении следовать алгоритму, определенному стандарту и требованиям деятельности;
  • открытости как готовности к новому знанию, общению, деятельности;
  • стремлении к развитию как внутренней потребности личности;
  • оптимизме как жизнерадостностном мировоззрении, вере в людей, в их силу и возможности, уверенности в прогрессе общества, в вере в свои силы и возможности как субъекта деятельности;
  • гуманизме - как осмысленной и действенной гуманности, которая вместе с тем является образом жизни.

Таким образом, формирование и развитие акмеологической позиции ученика возможны при условии целенаправленных и осознанных действий педагога по созданию развивающей образовательной среды.

И в заключении обратимся к словам А.Г.Асмолова (2002 г.):

«И только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна находить адекватные стили жизни и смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, видеть новые вершины профессионального и личностного развития, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Максимова В.Н. Введение в акмеологию школьного образования. / В.Н. Максимова. - СПб: ЛОИРО, 2002.-156с.
  2. Шмелева Н.Б. Формирование в развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие / Н.Б. Шмелева - Ульяновск: Издательство Ул ГУ , 2007.-155с.