Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

Современные тенденции на рынке рабочей силы в России сочетают в себе снижение качества человеческих ресурсов, сокращение численности экономически активного населения, уменьшение доли человеческого капитала в общей структуре национального богатства из-за депопуляционных и миграционных процессов, недостаточно эффективной социальной политики в стране. На протяжении последних лет Россия остается привлекательной для трудовых мигрантов с невысокой квалификацией, которые стимулируют экспорт капитала и других ресурсов из страны, формируя новый аспект экономической, демографической, социальной безопасности страны. Ежегодно значительная доля высоко квалифицированной российской рабочей силы выбирает эмиграцию и покидает страну, не возмещая часть национального дохода страны потраченную на профессиональную подготовку.

Существует тесная взаимосвязь между развитием человеческих ресурсов и экономическим ростом в стране, повышение уровня образования вызывает рост производительности труда в экономике и обеспечивает более высокие доходы нации в будущем, ускоряя темпы экономического роста. Образование играет ключевую роль в технологических преобразованиях, структурной политике и повышении уровня конкурентоспособности страны на мировых рынках. Активное развитие нанотехнологий в экономике России, стимулирование новых стратегически важных направлений в формировании промышленной политики повышает спрос на высококвалифицированных специалистов, рост уровня требований к профессиональной компетенции работника и его культуре труда.

Образование является предпосылкой для формирования интеллектуальной ренты как доминирующего источника национального дохода страны и формирования инновационной модели развития национальной экономики. Сложившийся устойчивый экономический рост в России за последние годы предполагает концентрацию ресурсов в форме высоко квалифицированной рабочей силы. В России наблюдается особый интерес правительства к повышению качества образования как основы формирования высококомпетентного специалиста, способного эффективно работать в условиях рыночной экономики и неопределенности, через реализацию национального проекта «Образование».

Мировой опыт свидетельствует, что творческий потенциал рабочей силы является главным источником национального богатства страны, а его деформация ведет к невосполнимым потерям национального дохода страны. Творческий потенциал рабочей силы определяется уровнем образования и профессиональной подготовки специалиста, нравственным здоровьем нации. Россия переживает кризис духовных ценностей. Монизм в ценностном представлении человека уступает место плюрализму. Традиционные ценности, такие как равенство, справедливость, право на труд, гарантии человеческого существования, патернализм остаются значимыми для работника. Особое место в системе ценностей человека занимают либеральные ценности, такие как индивидуальный эгоизм, польза, выгода, эффективность деятельности, социальный успех. Для реализации этих ценностей необходима новая модель образования, позволяющая связать эти ценности с личными и групповыми интересами, через активное формирование образовательной среды вуза, учитывающей мотивы экономического поведения разных субъектов рынка. Представленные ценности в современной модели образовательного пространства реализуются через личностные и групповые формы в процессе активного формирования профессиональной культуры специалиста.

Изменение современной модели образования в России обусловлено целенаправленным участием страны в европейских интеграционных образовательных процессах, которые формируют необходимость совершенствования методов, форм обучения в рамках повышения качества образовательной среды вуза, повышения профессиональных компетенций специалиста. Методы контроля эффективности образовательного процесса являются необходимым его структурным компонентом. Качество образования оценивается несколькими параметрами, в том числе качеством профессиональных компетенций, освоением навыков индивидуального взаимодействия и развития специалиста, накоплением социального опыта.

Инновации играют ведущую роль в накоплении национального богатства страны, формируют благосостояние ее граждан. Инновации в реализации мониторинга качества образовательного процесса в вузе наиболее востребованы при формировании новой образовательной среды, концентрации процессов накопления человеческого капитала через совершенствование образовательной системы. Современные инновации в проверке качества получаемых знаний студентами в России выступают в виде альтернативы традиционной системы проверки знаний, умений и навыков. Особенность инноваций в образовательном процессе заключается в том, что они имеет колебательный характер и преемственность, требуют медленных и постепенных преобразований. Современные инновации в образовательном процессе предоставляют свободу выбора методов образования, гибкость и большое число возможных альтернативных вариантов технологий передачи знаний. Современные новые тенденции в российском образовании, такие как непрерывность интегрированность, стандартизация, регионализация составляют основу педагогических инноваций в образовательном процессе. Стандартизация образования в рамках европейского и российского экономического пространства позволяет разработать важные единые критерии образовательного процесса: базовый уровень знаний, умений и навыков профессиональной подготовки, модульность системы образования, универсализацию образования, обеспечить конвертируемость образования.

Одним из инновационных вариантов проверки качества образования и профессиональных компетенций специалиста является тестирование. Этот метод контроля эффективности образовательного процесса нуждается в совершенствовании нормативно-правовой базы, построении технологий комплексного мониторинга, разработке оценочных средствах измерителей качества. Качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав на получение образования, соответствие его мировому уровню, осмысления целей развития. Под качеством образования понимается соответствие стандарта норме, степень достижения желаемых результатов. Норма качества образования включает в себя элементы: профессиональное развитие, личностное развитие и уровень культуры. В качество образования так же включается качество целей, качество норм и условий образовательного процесса, уровень профессиональной подготовки кадрового состава учебного заведения. Аспектами качества образования являются качество исследовательской работы в вузе, качество научной подготовки, качество образовательных программ, качество студентов, качество информационного обеспечения, качество управления образовательным процессом. Качество образования является определяющим для формирования общей культуры специалиста духовно-психического здоровья, уровня интеллектуального развития и ценностных ориентаций. Чем проще деятельность специалиста, тем объективнее критерии оценки качества полученного образования.

Тестирование как элемент контрольно-измерительных материалов качества образования наиболее распространен в итоговом контроле профессиональных компетенций студентов по сравнению с другими вариантами, такими как зачеты, рефераты, экзамены, конкурсы, олимпиады, деловая игра и собеседование. Критериально ориентированные тесты позволяют диагностировать уровень профессиональных компетенций специалиста в динамике. Такие тесты, построенные на программном материале образовательных курсов вуза, выявляют в первую очередь уровень репродуктивного мышления студента, а не культуру речи, коммуникативные навыки, социально значимые качества личности, эмоциональные и психомоторные навыки.

Тесты являются элементом системы объективных показателей, характеризующих иерархическую последовательность целей педагогического воздействия в развитии познавательных навыков, выполняют проверочную и обучающую функцию. Использование тестов в качестве контрольно-измерительных материалов качества образования позволяет оптимизировать содержание учебного процесса, оценить сформированность таких познавательных навыков как запоминание фактов, понимание фактов, применение полученных знаний, анализ содержания и формы, синтез целого из частей, определение ценности профессиональных знаний. Тесты могут использоваться для оценки эмоциональных навыков, таких как мобилизация внимания, принятия решения, предпочтения одной ценности другой, согласованности ценностей. С помощью тестов оцениваются и психомоторные навыки, такие как формирование привычки, выработка новых действий в новой ситуации, но в меньшей степени. Среди проводимого анализа полученных знаний с помощью тестов наибольшую ценность имеют умение оперировать понятиями, умение применять теорию на практике, умение самостоятельно мыслить, умение совершать логические операции, строить ассоциации, устанавливать взаимосвязи между явлениями, связывать новые знания со старыми.

Тесты решают вопрос субъективной педагогической оценки качеств образования, позволяют измерить наиболее важные характеристики педагогического процесса. Достоинство этого метода проверки качества образования в том, что он является доступным, точным и имеет возможность автоматизации. Тесты как метод контроля качества образования не учитывают индивидуальных особенностей, не используются для сложного анализа и оценки личностных качеств, мотивационных профессиональных аспектов поведения специалиста. Для внутреннего аудита качества образования вуза тесты можно использовать в сочетании с элементами других инновационных форм проверки уровня профессиональных компетенций студента, таких как ситуационно-ролевого моделирования, лонтитюдной системы, кейс метода и других. Учебный процесс в высшей школе в современных условиях приобретает характер самостоятельного и поискового стимулирования мотивации студента, в результате которого формируется творческая активная личность и высокопрофессиональный специалист. В России складываются методологические подходы, разрабатываются модели анализа качества образования, но единой технологии оценки результатов качества образования нет. Совершенствованием педагогической оценки качества образования занимались на протяжении двадцатого века известные как зарубежные, так и отечественные исследователи.