Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

Одним из факторов, препятствующих развитию систем менеджмента качества вуза, является неполнота системы критериев, имеющих четкий социальный и педагогический смысл и обращенных как к образовательному процессу, так и к его текущим результатам, включая компетенции выпускников.

В работе [1] были предложены основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования, определенные на основе анализа интересов человека, общества, государства. Понимая неизбежную условность отнесения принципа к той или иной группе, было, в частности, определено, что интересы общества олицетворяют следующие принципы: а) гуманизм образования; б) демократизм образования; в) толерантность в образовании. В совокупности указанные принципы реализуют такие социальные ценности, как человечность, равенство, ответственность.

Эти принципы могут рассматриваться как теоретический базис определения критериев качества образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев следует осмыслить проявления каждого из указанных принципов и преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

Проиллюстрируем сказанное на примере принципа гуманизма образования. Этот принцип характеризует признание приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважения к правам и свободам человека. В целом, гуманистическое мировоззрение основано на идее человека как высшей ценности, в том числе, и по отношению к самому человеку. В соответствии с этим принципом образовательная деятельность должна:

  • стать универсальной формой становления и развития базовых (родовых) способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность;
  • воплощать стратегию, направленную на общечеловеческие ценности;
  • обеспечивать ориентацию на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерения;
  • быть ориентированной на позитив человека при признании реальности его негатива, требующего контроля и ограничения;
  • обеспечивать обновление системы профессионального образования на основе приоритетности жизни и здоровья каждого участника;
  • обеспечивать уважение к правам и свободам каждого человека;
  • создавать условия для становления каждого человека как подлинного субъекта культуры и исторического действия
  • создавать условия для реализации духовных творческих потенций каждого человека, реализации его творческих сил, культурного и нравственного развития;
  • создавать условия для становления и развития осмысленной и действенной жизненной позиции каждого человека;
  • формировать личностные ценности и установки каждого человека на человечность (сочувствие, заботу и внимание к другому человеку);
  • создавать условия для свободного гармоничного развития личности, духовного и физического совершенства каждого человека;
  • обладать гуманистическим характером.

Представленное выше поле смыслов принципа гуманизма позволяет сформулировать следующие критерии (средства для суждения; мерила оценки; показатели, признаки, на основании которых может выполняться классификация и формироваться оценка качества).

  • Сформированность базовых (родовых) способностей человека.
  • Владение умениями быть и отстаивать собственную человечность.
  • Реальность стратегии образовательной деятельности, направленной на общечеловеческие ценности.
  • Ориентация образовательной деятельности на всю полноту человеческой реальности, на все ее измерения.
  • Ориентация образовательной деятельности на позитив человека при учете реальности его негатива.
  • Реальность контроля и ограничения негатива человека в ходе образовательной деятельности.
  • Владение умениями быть субъектом культуры и истории.
  • Приоритетность жизни и здоровья каждого участника образовательной деятельности.
  • Реальность обновления системы профессионального образования на основе принципов его аксиологической ориентации.
  • Наличие условий для реализации духовных творческих потенций каждого человека, для реализации его творческих сил.
  • Наличие условий для становления и развития осмысленной и действенной жизненной позиции человека.
  • Сформированность осмысленной и действенной жизненной позиции человека.
  • Уважение к правам и свободам каждого человека.
  • Сформированность личностных ценностей и установок каждого человека на человечность;
  • Реализация духовных творческих потенций каждого человека, его творческих сил, культурное и нравственное развитие.
  • Наличие условий для свободного гармоничного развития личности, духовного и физического совершенства каждого человека.
  • Гуманистический характер образовательной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.