Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В наши дни актуальность метода проектов обусловлена прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы и пути их решения [1]. Метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой знания и умения приобретаются в ходе постепенно и последовательно усложняющихся практических знаний - проектов.

Цели и особенности проектного обучения - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения, что становится возможным: через осознание себя, своих возможностей, личностного роста в процессе выполнения задания; через развитие исследовательского умения (анализ ситуации, осуществление отбора необходимой информации из литературных источников, фиксирование и анализ результатов деятельности, обобщение и выводы) и осознание значимости работы в коллективе. Указанные цели достигаются посредством особой организации образовательного пространства, влияния на разные аспекты и стороны личности студента [1].

Метод проектов является одним из методов развивающего обучения. В каждом проекте выделяются следующие основные этапы:

  • постановка задачи (согласно изучаемой предметной области, например, "Материаловедение", "Региональное применение строительных материалов", "Новые строительные материалы при реконструкции" и т.д.);
  • моделирование (предметная область, использование математического аппарата);
  • вычислительный эксперимент (создание алгоритма, его оптимизация и т.д.);
  • анализ полученных результатов исследований.

В ходе обобщения результатов работы над проектом становится очевидной взаимосвязь различных межпредметных областей (например, особый интерес и перспективность приобретают исследования и разработки, базирующиеся не только на знаниях из области строительного материаловедения, но и химии, физики, высшей математики, гидравлики, сопротивления материалов и строительной механики и т.д.), необходимость навыков работы с PC, Internet, компьютерными технологиями, специализированными CD - дисками и т.п., также желательным является знание как минимум одного иностранного языка (для переводов технических текстов из зарубежных источников).

Особенно эффективно элементы метода проектов зарекомендовали себя при работе со студентами начальных курсов, которые решили заняться научно-исследовательской работой еще в процессе изучения базовых материаловедческих дисциплин, и с бакалаврами, уже определившимися в направлении своей научной деятельности. Применять элементы метода проектов также возможно и во время работы магистрантов и аспирантов над диссертациями, методическими пособиями и т.д.

Вышеизложенные элементы применяются в ходе научно-исследовательской (НИРС) и учебной работы со студентами II и IV курсов (бакалаврами) специальностей 290500 - Городское строительство и хозяйство, 290300 - Промышленное и гражданское строительство, 290600 - Производство строительных материалов, изделий и конструкций и состоят из следующих этапов:

- обсуждение со студентами тем работ, определяемых значимыми в научно-исследовательском плане проблемами, требующими приложения интегрированного знания. Например, если говорить о научно - теоретических разработках в области строительного материаловедения, то в последние годы все более актуальными и перспективными становятся задачи математического моделирования процессов формирования структуры различных строительных композитов, создание компьютерных программ, нацеленных на оптимизацию и регулирование технологических параметров производства малоэнергоемких штучных стеновых и отделочно - облицовочных изделий, также важны прикладные разработки в области защиты и усиления несущей способности железобетонных конструкций каркаса зданий и т.п.;

- самостоятельная деятельность студентов заключается в поиске и анализе литературных источников (отечественные и зарубежные, патентный обзор) по соответствующим тематикам исследования;

- определяется теоретическая, практическая, познавательная значимость работ. Данная часть НИРС может быть выполнена учащимися в виде подготовки и представления докладов, рефератов и поисковых проектов на студенческих межвузовских научно-практических конференциях или учебных занятиях - семинарах, а также в виде публикации тезисов, содержащих аргументированное обоснование выбора определенного направления исследования [2];

- выдвижение гипотез по решению намеченных проблем, обсуждение методов исследований. Наиболее обоснованным является ход выполнения НИРС от изучения теории к практической части работы, т.е. в первую очередь студентам необходимо расширить кругозор в области имеющихся научных данных по разрабатываемой теме, уяснить, что уже наработано другими авторами; сделать выводы о малоизученных теоретических и практических аспектах данной работы (найти "белые пятна"); обоснованно сформулировать цель, задачи своей части исследований и привлечь для решения поставленных задач традиционные и оригинальные авторские методы;

- разработка методической части научно-практического эксперимента исследований, его постановка, выполнение и анализ полученных результатов;

- анализ теоретических и практических блоков, комплексное обсуждение работы и способов оформления конечных результатов (доклады, научные статьи, плакаты, макеты и натурные образцы, слайды и др.);

- коллективная презентация исследовательской работы: ее защита, оппонирование, обсуждение;

- внешняя оценка, общие выводы и выдвижение новых проблем исследований.

Перед началом работы обсуждается доминирующая деятельность в проекте (исследовательская, поисковая, практико-ориентированная и т.д.), предметно-содержательная область (монопроект или межпредметный), характер координации проекта, его продолжительность.

Во время выполнения работы научный руководитель координирует познавательную и исследовательскую деятельность студентов. Поскольку работа в основном носит продолжительный характер, то ее эффективность необходимо отслеживать поэтапно. Реализация метода проектов приводит к тому, что на практике преподаватель становится организатором творческой, познавательно - исследовательской деятельности своих студентов, отходя от стереотипного носителя фундаментальных знаний, переводя свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пыжикова Ж.В. Современные педагогические технологии: Методические рекомендации к квалификационной программе по педагогике и психологии. - Изд-во "Самарский университет", Самара, 2004. 42 с.
  2. Сидоренко Ю.В. Учебный реферат как элемент приобщения студента к научным исследованиям //Современные проблемы модернизации образовательного процесса: Сборник трудов Международной научно-технической конференции. - Самара. - 2002. - С.175 - 176.