Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

В настоящие время, когда экономика России находится в нестабильном состоянии, необходимо использование всех экономических инструментов, способствующих повышению эффективности производства на предприятиях страны. Среди таких инструментов одним из важнейших является стимулирование труда на производстве. Добыча нефти - это основная деятельность компаний нефтяной отрасли. Формой конкуренции между нефтяными компаниями является ценовая. Для ее реализации большинство нефтяных фирм взяли курс на минимизацию издержек. Учитывая, что основная доля в затратном цикле добычи, подготовки и транспортировки нефти приходится на добычу, то реализация минимизации издержек касается в первую очередь, этой области деятельности нефтяной компании. Одним из путей достижения этой цели является повышение эффективности использования трудовых ресурсов нефтяной компании, что в свою очередь требует создания системы стимулов к труду.

 Стимулирование труда - это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала.

К системе стимулирования предъявляются требования комплексности, дифференцированности, гибкости и оперативности.

Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.

 Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Следовательно, подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличатся. Различными должны быть подходы к рабочим и управленческому персоналу.

Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе.

В максимизации действия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы:

  • доступность, каждый стимул должен быть доступен и понятен для всех работников;
  • ощутимость, выражается в наличии порога действенности стимула, учитывается при определении нижнего порога стимула;
  • постепенность, материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике;
  • минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой.

Переход большинства зарубежных фирм на еженедельную оплату труда обусловлен прежде всего необходимостью соблюдения этого принципа.

Учащение вознаграждения - сильный мотиватор. Повышение уровня вознаграждения по отношению к предыдущему приносит работнику как материальное так и моральное удовлетворение. Временное же снижение этого уровня у большинства людей вызывает чувство «реванша» и положительно сказывается на трудовой активности. Следование данному принципу в большинстве случаев позволяет снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей предпочитает принцип «лучше меньше, но сразу»;

  • сочетание материальных и моральных стимулов. Важность и ценность различных стимулов для разных категорий работников неодинакова.

Принимая во внимание данное обстоятельство необходимо сочетать различные стимулы с учетом их направленного действия на каждого работника;

  • сочетание стимулов и антистимулов. Необходимо разумное сочетание стимулов и антистимулов, преобладание первых или вторых зависит, в первую очередь, от социального состава работников, характера выполняемой работы, истории компании.

Стимулы можно разделить на материальные и нематериальные.

К материальным стимулам следует отнести:

  • денежные стимулы: заработная плата, премии, различные выплаты.
  • не денежные: путевки, лечение, транспорт и др.

К нематериальным стимулам относятся:

  • социальные: престижность труда, возможность роста;
  • моральные: уважение со стороны родственников, друзей, награды;
  • творческие: возможность самосовершенствования, самореализации.

Важность материальных и нематериальных стимулов для разных групп работников неодинакова. Приоритетность мотиватора зависит как от внутренних, так и от внешних факторов и условий деятельности предприятия. Следовательно, задачей менеджмента на предприятии является достижение долгосрочных целей с наименьшими затратами.

Условием такого эффективного использования трудовых ресурсов является умелое сочетание различных стимулов для организации максимально эффективной деятельности предприятия.