Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

Вопрос о соотношении права, закона и нравственности был и остается идейным стержнем всех философско-правовых исканий отечественных мыслителей. Так, составители сборника трудов по русской философии права отмечают, что уже автор «Слова о законе и благодати» митрополит Киевский Илларион (XI в.), предвосхищая будущие искания нашей философии права, учил, что началом нашего самосознания (а значит, и основой права) должен быть не формализм закона, а благо бытия, исходящее от Бога, - благодать[1]. Можно отметить, что исторически правосознание в России было религиозным. Само изучение философии права в России начинается только в XVIII в. Перенесение постулатов западной юридической науки на почву русского правосознания означало в какой-то степени переснятие кальки с философско-правовой методологии, в первую очередь немецкой теоретической мысли[2]. Развитие в этом направлении в дальнейшие годы сказалось на особенностях философско-правового мышления в России (например, правовые воззрения А.П. Куницына, К.А. Неволина и др.). Также оказывало влияние на социально-философскую мысль общее состояние политической жизни в государстве (особенно ярко это проявилось в советские годы).

Мы можем выделить следующие подходы к данной проблеме. 1. Отождествление права с нравственными нормами, что характерно для дореволюционных авторов (Я.П. Козельский, Н.Н. Алексеев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин В.С. Соловьев и др.). 2. Связывание права с законом, с внешним повелением государства. Это отмечают как дореволюционные авторы (А.П. Куницын, Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др.), так и советские (В.И. Ленин, А.Я. Вышинским и др.) и современные исследователи (М.Н. Марченко, А.В. Поляков и др.). 3. Понимание права как проявления свободы (М.М. Сперанский, Н.А. Бердяев). 4. Определение основанием права интересы людей (Н.М. Коркунов; П.А. Сорокин; Д.А. Керимов, Р.З. Лившиц, В.В. Лапаева). 5. Уподобление права индивидуальным психическим переживаниям (Л.Г. Петражицкий). 6.Интегративный подход к определению права (А.Ф. Черданцев, В.Н. Хропанюк, Н.И. Матузов, В.С. Нерсесянц и др.). Приведенная выше классификация определений права носит условный характер. Каждый автор пытался предложить новое определение понятия право, т.е. сколько авторов - столько и дефиниций. Можно еще раз убедиться в правоте слов И. Канта, ибо, спустя два века после великого мыслителя, можно с уверенностью заявить - единого определения права нет.

Необходимо указать, что если дореволюционных и советских исследователей характеризует неспособность выйти за рамки узких определений права (например, Б.А. Кистяковский приводит четыре различных определения права), то современные юристы преодолевают эту тенденцию, но при этом вынуждены подчас копировать западные трактовки права и закона. Исследователи видят в этом объективную закономерность развития теории права в современном мире и в России в условиях глобализации[3].


[1] Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия права - проблемы веры и нравственности  Русская философия права. Антология.- СПб.: Алетейя; Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999.- С. 17.

[2] Сенюшкина Т. Религиозность и государственность в русском правосознании  Москва.-1998.- № 9.- С. 187.

[3] См.: Поленина С.В. и др. Воздействие глобализации на правовую систему России  Государство и право.-2004.-№ 3.-С. 5-15.