Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,969

На сегодняшний день нет единых подходов к изучению правового нигилизма и форм его проявления. Традиционно нигилизм в правосознании рассматривается как отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представительной исполнительной власти.

Среди источников, формирующих правовой нигилизм в российском обществе выделяют сложившуюся криминогенную ситуацию в государстве, внедрение элементов преступной субкультуры в массовую культуру, отсутствие механизмов формирования правосознания населения[1], слабость либеральных традиций в России[2]. Но такой подход к проблеме видится односторонним, ибо уровень современного правосознания граждан зависит от особенностей цивилизационного развития российского общества. Специфика генезиса российской цивилизации заключается в синтезе различных социокультурных элементов. Это языческая славянская культура, православная христианская традиция, государственно-правовая идеология Востока и европейская культура. В языческом мировоззрении славян отсутствовало понятие свободы, выбора, следовательно, и права. Православие закрепило свободу духовного выбора. В первых письменных законодательных памятниках XI в. наблюдается ассимиляция языческих традиций и христианских норм[3]. Это способствовало закреплению дуализма русского правосознания. С одной стороны, право было светским (княжеским), но с другой - действовали и так называемые церковные суды[4]. В золотоордынский период на Руси распространяется государственно-правовая идеология восточных народов. В итоге наблюдается единовременное использование в практике русских и тюркских памятников права[5]. Значение закона нивелируется (над княжеским правом стоит ордынское право). К тому же обширность территорий способствовала отсрочке приговора. Начиная с XVII-XVIII вв. Россия испытывает все усиливающееся воздействие западной культуры (в том числе и в правовой сфере). Актуальное звучание в обществе приобретают европейские ценности[6].

Итак, современное правосознание россиян структурно сложно, противоречиво. Его основные черты: противопоставление права (правды, идеала) закону (не всегда справедливому нормативному акту), неверие в эффективность законов, стремление перевести решение правовых вопросов в не правовую сферу. Это позволяет говорить об особенностях российского правосознания, но не о его неразвитости или кризисе. Таким образом, правовой нигилизм есть особенность, характерная черта российской ментальности. Он имеет глубокие исторические корни, что не позволяет разрешить данную проблему путем проведения непродуманных единичных мер. Необходима долгосрочная федеральная программа, направленная на правовую социализацию населения России, а также разработка методов правового воспитания молодежи.


[1] Попов В.В. Некоторые формы появления правового нигилизма и пути его преодоления  Юрист. - 2002. - № 1. - С. 10-11.

[2] Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры  Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 26.

[3] См.: Свердлов М.Б. От Закона Русского к Русской Правде. - М., 1988. - С. 172.

[4] Ключевский В.О. Русская история. Кн. 1. - М., 1997. - С. 185-187.

[5] См.: Климова М.П. Отображение влияния тюркской среды в социальной и политической структуре Древнерусского государства в памятниках письменности XIV-XVI вв.  Россия, Запад и Восток: история взаимоотношений: Материалы научной конференции. - СПб., 2003. - С. 57-60.

[6] Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность  Государство и право. - 1999. - № 10. - С. 88-89.